Программа
«Методическое сопровождение перехода общеобразовательных организаций на ФГОС среднего (полного) общего образования по предметным областям»
Актуальность программы
Введение Федерального государственного образовательного стандарта является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения. В условиях обновления школьного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения. Это обусловлено тем, что главная роль в реализации основных требований Стандарта второго поколения отведена учителю.
Методическое сопровождение деятельности учителя – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
Современные исследователи проблем научно-методического сопровождения, в частности, М.Н. Певзнер, В.И. Снегурова, Е.И. Винтер [2, 5, 8, 10] отмечают, что в отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности учителей имеет следующие преимущества:
- более индивидуализировано и гибко;
- в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом;
- более многоаспектно;
- предполагает обеспечение постоянного взаимодействия учителя с другими субъектами обучения;
- осуществление постоянного отслеживания заданной траектории, использование контролирующих и коррекционных процедур;
- несет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений;
- имеет постоянный характер.
Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что методическое сопровождение действительно необходимо, особенно в сложившихся условиях изменения воспитательно-образовательного процесса – осуществления перехода на ФГОС СОО. Методическое сопровождение предусматривает теоретический анализ научно-методической, педагогической литературы, нормативно-правовой базы организации образовательного процесса; разработку дидактических и методических материалов, обеспечивающих процессы развития и освоения инновационной деятельности.
Цель программы: обеспечение методических условий для эффективной апробации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС СОО)
Задачи программы:
- Обеспечить подготовку педагогических работников к реализации ООП СОО, ориентировать их на ценностные установки, цели, задачи, определенные государственным стандартом, отбор инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуально- творческого и социально- психологического потенциала личности ребенка.
- Разработать и апробировать программу развития универсальных учебных действий учащихся на этапе среднего (полного) общего образования, включая формирование компетенций в области использования современных образовательных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.
- Разработать и апробировать рабочие программы по всем предметам.
- Составить методические рекомендации для педагогов школы, работающих в условиях введения ФГОС среднего (полного) общего образования по формированию универсальных учебных действий учащихся старшей школы при изучении конкретных предметов и разработке системы оценивания достижения планируемых результатов; по организации работы с детьми с особыми потребностями в образовании (одаренными, с ограниченными возможностями).
- Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности педагогов в соответствии с новыми целями и задачами школьного образования.
Механизм реализации проекта
Привлечение опыта результативно работающих педагогов школы для решения выявленных диагностикой затруднений педагогов школы, совершенствование навыков самообразования, участие педагогов в творческих группах и объединениях на разных уровнях методической работы.
Предмет разработки
Методические рекомендации педагогам по реализации требований ФГОС СОО, рабочие программы по предметам.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационный (Февраль – Август, 2014 г.)
Создание Рабочей группы, реализующей программу, развитие содержания программы. Организация взаимодействия участников программы. Координация деятельности.
2 этап – основной этап (Сентябрь, 2014 г. – Май, 2018 г.)
Организация и разработка методического сопровождения введения ФГОС среднего (полного) общего образования в школе.
3 этап – заключительный этап (Июнь, 2018 г. – Июнь, 2019 г.)
План мероприятий по реализации программы методического сопровождения
перехода на ФГОС СОО по предметным областям
Таблица
№ п/п |
Мероприятие |
Форма |
Сроки |
Рассматриваемые вопросы |
Ответственные |
Методический продукт |
Подведение итогов, обсуждение результатов
|
+/- отметка о выполнении |
||
|
||||||||||
1.1. |
Анализ и экспертиза перечня учебной литературы, позволяющей организовывать обучение на базовом и профильном уровне. |
Работа в группах |
Апрель-май 2014г. |
Перечень учебной литературы |
Заместитель директора по УВР, руководители МО, школьный библиотекарь |
Справка о результатах экспертизы |
Размещен материал на школьном сайте, выступление педагогов на семинарах |
|
||
1.2. |
Анализ и экспертиза выбранных учебников на предмет возможности формировать УУД посредствами предметов по областям:
предметы |
Работа в группах |
Май-июнь 2014г. |
Учебники по профильным предметам |
Заместитель директора по УВР, руководители МО |
Алгоритм проведения экспертизы, памятка. Результаты экспертизы по предметным областям. |
Размещен материал на школьном сайте, выступление педагогов на семинарах |
|
||
1.3. |
Экспертиза УМК и МТБ профильных предметов по областям. |
Работа в группах |
Июнь-июль 2014г. |
Паспорта учебных кабинетов, требования к минимуму оснащения кабинетов, планы дооборудования |
Заместитель директора по УВР, руководители МО, заведующие кабинетами |
Планы дооборудования кабинетов |
% реализации плана дооборудова-ния |
|
||
1.4. |
Экспертиза фонда школьной библиотеки. |
Работа в группах |
Июнь-июль 2014г |
Фонд литературы |
Заведующая библиотекой |
План пополнения фонда |
% реализации плана |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
2.Методическое сопровождение профессиональной подготовки и роста педагогов |
||||||||||
2.1. |
Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях перехода на ФГОС СОО |
Диагнос-тирова-ние |
Август 2014г. |
Теоретическая и практическая подготовка педагогов, готовность к реализации ФГОС СОО |
Заместитель директора по УВР |
Индивидуальный образовательный маршрут педагога |
Составление общего плана методической работы в школе |
|
||
2.2. |
Индивидуальный маршрут профессионального развития в условиях подготовки введения и реализации ФГОС СОО в деятельность ОУ |
Вопрос педсовета |
Август 2014г. |
1. Формирование представления об идеологии ФГОС нового поколения ознакомление с основными положениями базовых документов стандарта. 2.Определение мотивационной готовности к реализации новых образовательных стандартов; обеспечение рефлексии своего педагогического опыта с позиции целевых ориентаций стандарта. 3. Анализ ресурсов саморазвития. 4.Повышение квалификации по вопросам ФГОС нового поколения. 5. Определение своего места в составе рабочей группы проекта введения ФГОС СОО. 6. Составление перечня необходимой педагогической документации в рамках ФГОС СОО. |
Директор школы |
1. Работа педагогов по индивидуальным планам профессионального развития в условиях подготовки введения и реализации ФГОС СОО в деятельность ОУ |
Педсовет август 2014г. |
|
||
2.3. |
Заседания ШМО и по проблемам введения и реализации ФГОС СОО |
ШМО
|
В течение года |
Проблемы введения и реализации ФГОС СОО |
Руководители ШМО |
1. Методические рекомендации по вопросам введения и реализации ФГОС СОО |
Протоколы ШМО вопросы педсоветов |
|
||
2.4. |
Проблемы введения и реализации ФГОС СОО в урочной, внеурочной и внеклассной деятельности |
Семинар |
В течение года |
Проблемы введения и реализации ФГОС СОО |
Педагоги ОУ, заместители директора по УВР и ВР, директор ОУ |
1. Методические рекомендации по вопросам введения и реализации ФГОС СОО |
Вопросы педсоветов |
|
||
2.5. |
Распространение педагогического опыта |
Откры-тые уроки мастер-классы внеуроч-ные занятия, кружко-вые занятия |
В течение года |
Педагогические находки в образовательной деятельности в условиях введения и реализации ФГОС СОО |
Педагоги ОУ, заместители директора по УВР и ВР, директор ОУ |
1.Методические разработки по представлению и обобщению опыта по вопросам введения и реализации ФГОС СОО |
Интернет-публикации на сайте школы в разделе ФГОС СОО, вопросы педсоветов |
- |
||
2.6. |
Разработка и апробация оценки эффективности работы педагогов в условиях введения и реализации ФГОС СОО |
Семинар |
|
Изучение критериев и показателей стимулирования деятельности учителя, педагога в условиях введения и реализации ФГОС на всех ступенях обучения
|
Педагоги ОУ, заместители директора по УВР и ВР, директор ОУ, профсоюзный комитет |
Разработанное Положение о стимулирующих выплатах |
Собрание трудового коллектива |
|
||
|
||||||||||
3.1. |
Внутришкольное повышение квалификации по программе «Введение ФГОС СОО в деятельность ОУ» |
лекции семинары практикумы |
Апрель-май 2014г. |
1.ФГОС СОО: вопросы преемственности 2.Динамика формирования и развития УУД. 3.Варианты оценивания результатов обучающихся. 4.Требования ФГОС СОО. |
Администрация МБОУ "Старопестеревская сош" |
Брошюра. |
тестирование |
+ |
||
3.2. |
«Организационно-методические условия введения ФГОС СОО» |
Семинары-практикумы |
Май-июнь 2014г. |
|
Петякшева М.Г., зам директора по УВР Харланова А.П., учитель начальных классов, руководитель МО Шеметова Е.Н., учитель русского языка, руководитель МО |
1.Дорожная карта введения и реализации ФГОС СОО. 2.План-график введения ФГОС СОО в деятельность ОУ. 3.План методического сопровождения введения и реализации ФГОС СОО. 4.План разработки ООП СОО на 2014-2015уч. г 5.План внутришкольного повышения квалификации педагогов ОУ.
|
Защита единичных индивидуальных проектов август 2014г., удостоверения о прохождении курсовой подготовки |
+
- |
||
3.3. |
Образовательные курсы учителей- предметников по программам подготовки к введению и реализации ФГОС СОО |
лекции семинары практикумы |
2014-2015 уч.г. |
Плану курсовой подготовки. |
Педагоги |
|
свидетельства о прохождении курсовой подготовки на 108 ч. |
- |
||
4.Методическое сопровождение по разработке ООП СОО |
||||||||||
4.1 |
Разработка и описание стратегии введения ФГОС ООО в ОУ |
Работа в группах |
Август 2014г. |
1.Определение цели и задачей ООП СОО 2.Описание подхода и принципов к ООП СОО. 3.Описание психолого-педагогических особенностей развития детей 16-18 лет
|
Руководители групп |
1.Разработанная часть целевого раздела ООП СОО «Пояснительная записка» |
Защита плана работы |
+ |
||
4.2 |
Разработка и описание планируемых результатов в процессе освоения междисциплинарных и учебных предметных программ |
Работа в группах |
Сентябрь-октябрь 2014 |
1. Система планируемых результатов. 2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты. 3.Планируемые результаты в процессе освоения междисциплинарных и учебных предметных программ.
|
Руководители групп |
1.Разработанная часть целевого раздела ООП СОО «Планируемые результаты освоения обучающимися ООП СОО» («портрета выпускника» среднего (полного) общего образования). |
Защита плана работы |
+ |
||
4.3 |
Разработка и описание системы оценки достижения планируемых результатов |
Работа в группах |
Ноябрь 2014 |
1.Описание организации и содержания итоговой аттестации в ОУ по направлениям : а) предметная деятельность (оценка) б) личностные результаты ( портфолио) в) метапредметные результаты (оценка проектной деятельности) 2. Описание организации и содержания промежуточной аттестации в ОУ по направлениям : а) предметная деятельность (оценка) б) личностные результаты ( портфолио) в) метапредметные результаты (оценка проектной деятельности) 3.Инструментарий оценивания ( внутришкольный мониторинг и портфель достижений). 4.Положение «О системе оценивания». |
Руководители групп |
1.Разработанная часть целевого раздела ООП СОО «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО» |
Защита плана работы |
+ |
||
4.4 |
Разработка программы развития УУД |
Работа в группах |
Январь 2015 |
1.Пояснительная записка 2.Планируемые результаты 3.Технология развития УУД 4.Условия и средства формирования и развития УУД. 5.Система оценки деятельности по формированию и развитию УУД.
|
Руководители групп |
1.Разработанная часть содержательного раздела ООП СОО «Программа развития УУД на ступени СОО» |
Защита плана работы |
+ |
||
4.5 |
Разработка и описание программы воспитания и социализации обучающихся |
Работа в группах |
Февраль 2015 |
1.Базовые национальные ценности. 2.Направления программы. 3.Планируемые результаты. 4.Структура программы. 5.Преемственность с ООП ООО. 6.Профессиональная ориентация. 7. План внеурочной деятельности (доп.образования). |
Руководители групп |
1.Разработанная часть содержательного раздела ООП СОО «Программа воспитания и социализации». |
Защита плана работы |
+ |
||
4.6 |
Составление учебного плана ОУ с учетом требований ФГОС и СанПиН |
Работа в группах |
Март 2015 |
1.Обоснование количества учебных планов. 2.Состав и структура инвариантной части (70%). 3.Состав и структура вариативной части (30%) 4.Общий объем учебной нагрузки (на неделю, уч. год, на 5 лет) |
Заместитель директора по УВР, руководители групп
|
1.Разработанная часть организационного раздела ООП ООО «Базисный учебный план ООО» |
Защита плана работы |
+ |
||
4.7 |
Описание условий реализации ООП ООО в ОУ |
Работа в группах |
Апрель 2015 |
1. Проблемный анализ результатов образовательной деятельности, ресурсов, и условий ОУ на ступени СОО. 2.МТБ условий реализации ООП СОО. 3.Реестр-инвентаризация. 4.Сетевой график изменений ( дорожная карта). 5.Система контроля выполнения условий. 6.Условия: а. Кадровые условия. б.Финансово-экономические условия. в. Материально-технические условия. г. Психолого-педагогические условия д. Информационно-методические условия. |
Руководители групп, администрация школы |
1.Разработанная часть организационного раздела ООП СОО «Система условий реализации ООП СОО». |
Защита плана работы |
+ |