Сценарии уроков истории с использованием интерактивных форм обучения (Россия, XIX в.)
Содержание
Введение
Урок «Общественная и духовная жизнь России при Николае I»
Урок «Подготовка отмены крепостного права»
Урок «Подготовка реформы об отмене крепостного права»
Урок «Великие реформы 60-70-х гг.»
Литература
Введение
«На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит, нужен путь. Интересный – всем и каждому». Е.Ильин |
В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования – это не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Следовательно, моя задача - не только помочь обучающимся освоить систематизированные знания об истории человечества и овладеть умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, но создавать условия для расширения социального опыта учащихся, учить школьников формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, организовывать работу групп, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, что, соответственно, влечет за собой пересмотр содержания, форм и методов обучения.
Обучение достигает хороших результатов если:
1.Учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество.
2.Получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала.
3.Не бояться выражать себя, допускать ошибки.
Практически все эти требования соблюдаются, если используются интерактивные формы обучения, основанные на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения.
Идея интерактивного обучения возникла в середине 90-х г.г. и связана с развитием сети Интернет. В последнее время этот термин включается в оборот педагогической науки, подчеркивая необходимость равноактивного общения субъектов образовательного процесса – учителя и ученика.
Теоретические подходы к интерактивному обучению привлекали многих ученых: психологическая сторона проблемы – активность человека, активизация его учебно-познавательной деятельности - интересовала Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева; педагогическая - поиск наиболее результативных форм обучения - Н.А. Аникеева, А. А. Вербицкого, А.М. Смолкина. На слайде представлены имена кузбасских ученых и их работы по обозначенному вопросу.
Вслед за Т.С.Паниной, Л.Н.Вавиловой под интерактивным обучением мы понимаем способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся, при которых все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу.
Актуальность использования интерактивных форм обучения на уроках определяется рядом факторов:
1.Во-первых, комплексно решаются задачи: учебно-познавательная, коммуникационно-развивающая и социально-ориентационная в контексте Концепции модернизации образования, Федерального компонента государственного образовательного стандарта и программ по истории.
2.Во-вторых, решается проблема мотивации обучающихся. Это достигается не только дидактическими методами и приемами интерактивного обучения, но и использованием эффективных форм педагогического общения, создаем комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося.