МАСТЕР-КЛАСС ПО ЭКОНОМИКЕ
АННОТАЦИЯ
Экономики – один из главных школьных предметов, так как:
- формирует навыки рационального поведения на рынке разных экономических субъектов: потребителю – не покупать гречку в условиях ажиотажного спроса, так как это только обеспечит максимальную прибыль продавцу; производителю наиболее эффективно решать главные экономические вопросы «Что производить? Как производить? Для кого производить?»;
- учит принимать решения в условиях выбора на основе принципа сравнительного преимущества или альтернативной стоимости;
- предлагает вариативные способы вложения денег в условиях разных фаз экономического цикла;
- воспитывает личность, востребованную в условиях рыночной экономики и конкуренции.
Только в одной актуальности изучения предмета задействовано 15 экономических терминов, позволяющих выявить фундаментальные основы экономики - спрос и предложение, рыночная экономики, предпринимательская деятельность.
Методическая особенность курса - максимальное использование интерактивных форм построения урока: урок-игра, урок-проблема, урок-лабораторная работа. Большинство уроки выстраиваются на межпредметных связях и позволяют формировать интегративное мышление и формировать целостное мировоззрение.
Сегодня мастер-класс будет посвящен деятельности фирмы, которая будет выпускать самолеты. Это деловая игра, состоящая из трех раундов по 1,5 минуты каждый. Основная учебная задача – найти способы снижения издержек производства и уменьшения себестоимости единицы продукции. Работа будет организована в группах, которым нужно будет принимать важные экономические решения. Решив, поставленную учебную задачу успешнее других, группа будет более конкурентоспособной на рынке. Основные экономические понятия – производительность труда, эффективность, себестоимость, факторы производства, издержки, разделение труда. Технология – игровая, форма проведения – деловая игра, приемы педтехники – видеосюжет с мотивацией, проблемные вопросы, мини-проекты, группировка явлений по выделенному критерию, исследование и анализ экономической ситуации; форма организации работы - групповая, метод – исследовательский, проблемного изучения материала.
- : выявление условий эффективности процесса производства в условиях рыночной экономики на примере деятельности фирм по производству однородной продукции.
- :
1. Обучить навыкам расчета себестоимости продукции и выявления факторов, влияющих на ее рост и снижение для оценки эффективности деятельности любого производства.
2. Развивать навык работы в группе, анализа экономической ситуации с изменением первоначально заданных условий.
3. Формировать отношение к конкуренции как стимулу экономического прогресса.
«АВИАЗАВОД»
Этап занятия |
Цель, приемы |
Деятельность педагога |
Деятельность участников |
Формируемые УУД |
Мотивационный |
Цель: формирование побуждения к деятельности. Приемы: использование видеосюжета, введение проблемного вопроса, мини-проекта (определение названия фирмы) |
Пе: Герой сюжета говорит о том, что ему экономика интересна, попробуйте аргументировать его позицию: почему?
Пе: Экономика – это, прежде всего, производство благ и услуг. Сегодня я предлагаю группам выступить в роли производителей бумажных самолетов. Мы будем работать с факторами производства, определять себестоимость произведенного самолета и искать пути ее снижения. Итак, у нас две фирмы, которым нужно придумать название. |
У: отвечают на проблемный вопрос, формируют актуальность изучения предмета.
Придумывают название, записывают на баннере. |
Регулятивные:
Коммуникативные: сотрудничать при работе в группе, обсуждать результаты и варианты решения учебной задачи.
Личностные:
|
Основной (деятельностный) |
Цель: найти способы решения поставленной учебной задачи – пути снижения издержек. Приемы: проблемный вопрос, исследование и анализ экономической ситуации |
Пе: (объясняет правила игры) Самолеты производим по единой технологии, на 2-х крыльях делает опознавательные знаки, подписываем название своей фирмы. Работаем 1,5 минуты, каждый участник в группе делает полностью всю работу. Для изготовления вам необходимы факторы производства – листы А4 – 1р., ручки – 3р., рабочие руки – 5 рублей. Результаты работы будем записывать в таблицы, которые у вас на столе. Себестоимость как рассчитать? Значит, нужно постараться сделать как можно больше самолетов. |
У: предлагают формулу расчета себестоимости. |
|
Тур 1 |
Цель: отработка навыка расчета себестоимости при отсутствии разделения труда.
Приемы: анализ экономической ситуации, расчет экономических показателей, решение проблемы. |
Пе: отслеживает время.
Подводит итоги первого тура – награждает победителей по большей производительности и большей эффективности.
Предлагает включить разделение труда и экономию факторов производства. |
У: делают самолеты, рассчитывают себестоимость (эффективность), производительность труда. Делают вывод о том, что помешало в работе, как снизить себестоимость. |
|
Тур 2 |
Цель: изучение влияния разделения труда на эффективность и производительность.
Приемы: анализ экономической ситуации в новых условиях, поиск вариантов снижения издержек. |
Пе: отслеживает время.
Подводит к выводу: главное не количество факторов, а рациональное их использование. |
У: делают самолеты, рассчитывают себестоимость и производительность с учетом разделения труда и экономии на факторах производства. Вносят данные в таблицу. |
|
3 тур |
Цель: изучение влияния на себестоимость разных факторов.
Приемы: анализ экономической ситуации, решение проблемы, экономическое прогнозирование. |
Пе: предлагает сделать максимально большое количество самолетов.
Следить за временем.
Подводит к выводу: повысив производительность, фирмы снизили эффективность.
Новая ситуация: производительность и эффективность характеризуют деятельность фирмы. Чаще всего их динамика одинакова. Снижение связано с тем, что перестали развиваться факторы производства. Что нужно сделать, чтобы заставить работать более эффективно все факторы производства?
|
У: делают самолеты, осуществляют расчеты, сталкиваются с проблемой – рост производительности, снижение эффективности.
Ввести новые технологии |
|
Итоговый
Рефлексия «Пьедестал» |
Цель: закрепление материала (предметная рефлексия)
|
Пе: выберите факторы, приводящие к увеличению и к снижению себестоимости продукции, разделите их на две группы: ФАКТОРЫ: 1.Увеличение выпуска количества продукции в единицу времени (рост производительности труда). 2.Покупка факторов производства в большем количестве, чем вовлечено в процесс производства. 3. Введение новых технологий. 4. Новая организация процесса производства: разделение труда, перестановка кадров с учетом их подготовки. 5. Введение режима экономии. 6. Инфляция. 7. Сокращение затрат на обслуживание производства.
Правильный вариант ответа: 1: 1, 3, 4,5 2: 2, 6. Сейчас мы помогли производителю сократить издержки, уменьшив себестоимость. А это значит: у него увеличится прибыль, он сможет создать новые рабочие места, ввести дополнительные материальные стимулы, увеличить дивиденды на свои акции, если фирма является акционерным обществом. (возможен вариант выполнение задания на соотнесение выгоды и ее получателя, приложение 2) Сегодня за 10 минут мы рассмотрели следующие экономические термины: Издержки Факторы производства Производительность труда Доходность (эффективность) Экономия Дивиденды Прибыль Разделение труда Акция Акционерное общество Фирма Инфляция Производитель Конкуренция Себестоимость
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Факторы производства |
1 тур |
2 тур |
||
Количество факторов |
затраты |
Количество факторов |
затраты |
|
Листы А4 (1 рубль за лист) |
|
|
|
|
Ручки (3 рубля за единицу) |
|
|
|
|
Рабочие (5 рублей за единицу) |
|
|
|
|
Общие затраты тура |
|
|
|
|
Количество качественно произведенных благ |
|
|
|
|
Себестоимость
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Соотнесите
№ |
Последствия снижения себестоимости и общих издержек |
|
Выгодополучатели |
1 |
Увеличение доходной части бюджета за счет роста налоговых поступлений от частного сектора |
А |
Участники рыночных отношений, продающие свою способность трудиться |
2 |
Новые рабочие места |
Б |
Потребители |
3 |
Увеличение количества товаров на рынке |
В |
Владелец производства |
4 |
Рост прибыли |
Г |
Государство |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|