Активные методы, формы и приемы
обучения в деятельности педагога профильной школы
мастер-класс учителя истории
Введение
Мастерство – это то, чего можно добиться,
и как могут быть известны мастер-токарь,
прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…
А.С. Макаренко
Педагогический опыт – это определенный опыт профессиональной квалификации и компетентности педагога, который делает возможным получение стабильно высоких результатов в обучении и воспитании. Высокие результаты же достигаются, если учитель не только владеет теорией и методикой преподавания предмета, но и творчески использует арсенал адекватных педагогических средств, моделируя учебные ситуации.
Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы.
Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам. Мастер-классы являются эффективной формой профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и для учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.
М. М. Поташник [], характеризуя мастер-класс, отмечает, что это вид профессионального объединения в составе признанного учителя-мастера и группы учителей-учеников. Мастер-класс – это ярко выраженная форма ученичества именно у учителя-мастера, процесс передачи мастером ученикам своего опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Цель проведения мастер-классов: создание условий для профессионального развития учителя, в ходе которого приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы. Основные задачи мастер-класса:
- обобщить опыт учителя по определенной проблеме;
- позиционировать учителем-мастером свой опыт;
- совместно с группой коллег отработать некоторые результативные методические приемы;
- оказать реальную помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.
Идея проведения мастер-класса изначально ориентирована на результативность работы его «учеников». Активный учитель-участник будет рефлексировать свой педагогический поход, находить способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы в индивидуальный педагогический. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, будет включен в активную познавательную деятельность.
Активизация познавательной деятельности всех участников мастер-класса обеспечивается совокупностью факторов:
- формированием мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
- стимулированием познавательного интереса;
- организацией отработки умений по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
- осуществлением индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса;
- отслеживанием позитивных результатов учебно-познавательной деятельности каждого учителя.
Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.
Основные научные идеи, заложенные в логику мастер-класса: деятельностный, личностно ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Критерии оценки: новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий)
Качественно новый результат: умение моделировать урок или занятие в режиме технологии, в которой работает мастер.
Алгоритм разработки мастер-класса[ ]
1-й шаг. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:
- Краткое обоснование основных идей технологии или подходов в преподавании.
- Описание преимуществ в опыте.
2-й шаг. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УРОКОВ:
- Описание уроков в режиме предлагаемого опыта.
- Описание основных приемов работы, которые учитель-мастер будет демонстрировать слушателям.
3-й шаг. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.
Проведение урока с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.
4-й шаг. МОДЕЛИРОВАНИЕ:
- Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии автора, при этом учитель-мастер выполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею.
- Обсуждение авторских моделей урока.
5-й шаг. РЕФЛЕКСИЯ.
Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
Преимущества мастер-класса как формы профессионального общения:
- Идея проведения мастер-классов изначально направлена на результативность работы его «учеников», а, значит, практико- и компетентностно-ориентирована.
- Это одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от репродуктивных форм общения педагогов.
В предлагаемой брошюре учителя истории, работающие в профильных классах, смогут ознакомиться с некоторым опытом автора, изучить приемы педагогической техники, проанализировать их эффективность. Кроме того, содержание мастер-классов позволит педагогам использовать предлагаемый автором теоретический материал как по методике преподавания истории с учетом реализации компетентностного подхода в обучении, так и варианты проведения рефлексии. В содержании мастер-классов вставлен предметный материал, подобранный из вариативных источников и позволяющий любому педагогу эффективно использовать его на своих уроках. Алгоритм подготовки и проведения мастер-класса поможет каждому учителю обобщить свои позитивный опыт и представить его коллегам.
Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» впервые был представлен на всероссийской конференции по вопросам профильного обучения (декабрь 2008г, г.Кемерово), высоко оценен коллегами и рекомендован КРИПК и ПРО к позиционированию предлагаемого опыта. Другие материалы публикуются впервые.
1-й шаг. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Основные идеи, лежащие в основе педагогической деятельности автора
О миссии школы |
«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» А. Барбюс
|
О роли исторических знаний |
«Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем» М. Блок |
О роли учителя |
«Будущее в руках школьного учителя» В. Гюго |
О сути преподавательской деятельности |
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» А. Дистервег
|
О технологии преподавания |
«На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит, нужен путь. Интересный – всем и каждому». Е. Ильин |
О современной задаче школы |
Задача школы не только подготовить ребенка к жизни, но и обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас, ибо полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня»
Концепция модернизации российского образования |
Современная ориентация образования на формирование готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Для нас важным является:
- Реализация компетентностного подхода в обучении, под которым понимается формирование у обучающихся знаний и опыта в определенной области. На уроках истории создаются условия через предметное содержание и использование разных форм урока для формирования и развития следующих компетенций:
- политической и социальной (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов);
- компетенции, касающейся жизни в многокультурном обществе (понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий);
- коммуникативной компетенций (владение устным и письменным общением);
- компетенции, связанной с возникновением информационного общества;
- когнитивной компетенции (готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни).
- Использование современных образовательных технологий: проблемного обучения, групповые технологии, метод социальных проектов.
- Поиск результативных форм обучения.
Обучение результативно, когда:
- учащиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество;
- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
- не боятся выражать себя, допускать ошибки.
Это возможно, если используются интерактивные формы обучения, основанные на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения.
Актуальность использования интерактивных форм обучения на уроках определяется следующим:
- Во-первых, комплексно решаются задачи: учебно-познавательная, коммуникационно-развивающая и социально-ориентационная
- Во-вторых, повышается мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.
- В-третьих, интерактивное обучение изменяет транслирующие, передающие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии, что создает условия для повышения уровня познавательной активности школьников.
- В-четвертых, позволяет реализовать компетентносный подход в образовании.
Интерактивные формы обучения, с точки зрения Т. С. Паниной, Л. Н. Вавиловой, можно разделить на три группы: дискуссионные, игровые и тренинговые. Выбор учителем интерактивных форм обучения зависит от конкретного содержания темы, типа и задач урока.
В чем мы видим преимущества интерактивных форм обучения:
- интенсифицируют процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;
- способствуют развитию умения мыслить неординарно, искать выходы из проблемной ситуации, обосновывать свои позиции;
- формируют способность к сотрудничеству, партнерские отношения, опыт переживания единения;
- выше степень включенности ученика в ВОП, достигается эффект обучения, подкрепленного общением, сочетание предметно-практической деятельности и взаимодействия школьников.
Использование в практике преподавания интерактивных форм обучения позволило:
1. Повысить уровень внутренней мотивации к изучению истории, что выразилось в формировании «портфолио» обучающимися и выборе социально-гуманитарного профиля обучения.
2. Увеличить качественную успеваемость по предмету, и улучшить результаты школьников на олимпиадах и практических конференция.
2. Снять или уменьшить коммуникативные затруднения обучающихся, развивать навыки взаимодействия при работе в группах.
3. Увеличить уровень познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
4. Получить учащимся опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением.
Данные выводы основываются на методике П. И. Третьякова «Мониторинг определения у ученика качества и уровня сформированности ключевых компетенций». Под компетенциями понимаются знания и опыт в той или иной области. Из предложенной методики изучались в динамике умение сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться к окружающей среде.
Использование интерактивных форм обучения в собственной практике убедило нас в том, что эти формы реально влияют на становление активной позиции школьников в учебной и иной деятельности, обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний по истории.
2-й шаг. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УРОКОВ:
3-й шаг. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.
Мы намеренно объединили второй и третий шаги, намереваясь провести данное занятие с коллегами, проговаривая каждый этап работы, определяя эффективность и целесообразность используемых приемов, форм и методов работы.
4-й шаг. МОДЕЛИРОВАНИЕ.
Предполагает самостоятельную разработку сценария урока участниками мастер-класса. В методической копилке будут представлены некоторые приемы педагогической техники и формы уроков, которые наиболее удачно получаются у автора, и могут быть интересны коллегам при работе над уроком.
5-й шаг. РЕФЛЕКСИЯ.
В приложении предлагаются разные варианты проведения рефлексии...