Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Групповые технологии (КСО – коллективный способ обучения, технология обучения в сотрудничестве)

 

(Составители: Кузнецова Е.В., учитель биологии первой квалификационной категории;

Петякшева М.Г., учитель истории высшей квалификационной категории)

 

Характерные черты технологии

Групповые технологии – такая организационная форма обучения, когда с учетом межличностных отношений обучающиеся объединяются в неформальные социальные группы (3-7 человек), которые самостоятельно и совместно выполняют учебное задание учителя.

Технология обучения в сотрудничестве уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой, подлежащей изучению. Каждый участник команды должен овладеть необходимыми знаниями, сформировать нужные навыки и, причем, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Технология обучения в сотрудничестве сводится к следующему:

1. Ученики разбиваются на группы по четыре человека (ученики обязательно разные по уровню обученности). Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам закрепить его в группах, постараться разобраться, понять все детали. При этом выполнение каждого задании объясняется каждым учеником и контролируется всей группой.

2. После выполнения задания всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель дифференцирует сложность заданий для сильных и слабых учеников. Оценки за выполнение индивидуальных заданий суммируются на всех, и объявляется группе общая оценка. Таким образом, и сильный, и слабый ученики могут принести группе одинаковые оценки. Такой метод можно использовать на многих уроках, начиная с математики и кончая языковыми предметами, в начальных и старших классах.

Учитель приобретает новую роль - роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской работы и деятельности учащихся.

 

Цели использования технологии

  Целью технологии обучения в сотрудничестве является

  1. Включение обучающихся в процесс, позволяющий самостоятельно освоить учебный материал.
  2. Формирование у школьников метапредметных умений:
  • интеллектуальные умения (добывать, обрабатывать, преобразовывать информацию);
  • коммуникативные умения  (донести свою позицию до других, понять другие позиции,  договариваться с людьми, для того чтобы сделать что-то сообща);
  • оценочные умения (оценивать жизненные ситуации, объяснять свою позицию, самоопределяться в системе ценностей);
  • организационные умения (формулировать цель, составлять план действий, действия по реализации плана, оценка результата).

 

Принципы и техника формирования групп

Существуют два основных принципа формирования групп – свободное (по желанию) и организованное учителем.

Плюсы деления на группы

по желанию

Минусы деления на группы по желанию

  • формируется располагающая к общению обстановка;
  •  снимается напряжение;
  •  укрепляется «чувство локтя», уверенности в поддержке.

 

  • формируются группы, не равные по силе, поэтому результаты совместной деятельности могут сильно различаться;
  •  кроме того, внутри группы может сложиться дружественная, но попустительская атмосфера, когда интерес к общению вытесняет нацеленность на решение учебной задачи;
  •  за пределами учебных групп могут остаться те ученики, которые относятся (по социометрической терминологии) к «пренебрегаемым» что, в итоге, не укрепляет, а способствует дальнейшему разрушению внутриколлективных связей в классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэтому мы предлагаем объединять детей в группы “с учетом их личных склонностей,  и с учетом следующих условий:

  1. Слабому ученику нужен не столько “сильный”, сколько терпеливый и доброжелательный партнер.
  2. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем.
  3. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с детьми доверительный контакт).
  4.  Самых развитых детей не стоит прикреплять к “слабеньким”, им нужен партнер равной силы”.

Учитывая все эти аспекты, учителю необходимо владеть различными приемами и методами создания учебных групп.

 Варианты свободного распределения учащихся в группы:

  • учитель называет только количественный состав (например, 3 человека) и предоставляет учащимся возможность создать группы самим за 2-3 минуты;
  • учащиеся при входе в класс берут карточки (различные по цвету или по форме – квадраты, круги, треугольники, звезды) и образуют соответствующие группы;
  • на столе рубашкой вверх лежат карточки, которые содержательно объединены общей темой (история: на одной карточке – причины, на другой – действующие лица, на третьей – результаты и т.д.); задание школьникам: быстро организовать тематические группы (и снова элемент диагностики: кто дольше всех ищет свое событие, кому мало,  что говорят имена, написанные на карточке);
  • на столах заранее раскладываются карточки с фамилиями и именами учащихся, которые должны образовать учебную микрогруппу;
  • при входе в класс учитель сам раздает учащимся цветные карточки, которые являются пропускным билетом к тому или иному учебному столу;
  • учащиеся уже знают, что на столе с литерой «А» находятся задания посложнее, «Б» - чуть легче и т.д. и сами делают выбор, в какой группе они хотели бы работать.

     

         Описание порядка использования технологии

  1. Подготовка к выполнению группового задания.
    1. Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации)
    2. Выбор способа формирования групп.
    3. Формирование временных групп (3-7 человек).
    4. Инструктаж о последовательности работы.
    5. Раздача дидактического материала по группам.
  2. Групповая работа.

1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2. Распределение ролей в группе.

3.Распределение заданий внутри группы.

4.Индивидуальное выполнение заданий.

5.Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

6.Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

7. Подведение итогов группового задания.

III   Заключительная часть.

1. Сообщение о результатах работы в группах.

2.Анализ познавательной задачи, рефлексия.

3. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя для групп.

      Основной принцип этой технологии обучение – смена диалога на полилог. Диалог происходит внутри групп (интрактивное общение), а полилог – между группами (интерактивное общение). При этом мини - и макро-общение нацелено на достижение результата для всех, который складывается из индивидуальных достижений. Можно использовать метод классического взаимообучения: каждая группа готовит свой особый вопрос, а затем посылает своих делегатов в другие группы. «Учитель-делегат» кратко и емко объясняет суть вопроса одноклассника и даже настаивает на том, чтобы некоторые важные положения (тезисы) были записаны в тетради. Затем приходит очередь другой группы взять на себя функции учителя; конспект продолжается и пополняется новыми фактами, выводами. И так до тех пор, пока каждая группа не передаст свои знания остальным. В конце занятия учителем оценивается конспект, родившийся в результате совместных усилий всех учащихся. Возможно, найдутся какие-то неточности, что может стать основой для домашнего задания, индивидуальных заданий, базисом для построения следующего урока и т.д.

СКАЧАТЬ...

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz