ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
для обучающихся 10-11 классов
Авторы-составители
Л. В. Арлашева, Почетный работник общего образования, директор школы, учитель химии;
Е. В. Голубева, учитель физики;
Р.В. Забуга, учитель истории и обществознания;
Т.Д. Зернаева, учитель технологии;
Е. В. Кузнецова, учитель биологии;
Л.В.Кузнецова, учитель английского языка;
О.В.Митин, учитель географии;
А.Н. Петякшева, студентка 5 курса ФФ и Ж КемГУ
М.Г. Петякшева, Почетный работник общего образования, заместитель директора по УВР, учитель истории;
Е. Н. Шеметова, учитель русского языка и литературы.
Научное руководство
Н.Э. Касаткиной, доктора педагогических наук, профессора, академика МАН ВШ и АПСН, заведующей межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, заслуженного работника высшей школы РФ, лауреата премии Правительства РФ в области образования
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» рассчитана на 10-11 классы, является продолжением одноименной программы для 1-4, 5-9 классов. Предусматривает межпредметную интеграцию, системно-деятельностный подход, развитие исследовательских и творческих навыков школьников.
Адресована коллективам педагогов школ, работающим в условиях введения ФГОС среднего (полного) общего образования.
Малая академия наук [Текст]: программа внеурочной деятельности / авторы-сост.: Л.В.Арлашева, Е.В.Голубева, Р.В.Забуга, Е.В.Кузнецова, Л.В.Кузнецова О.В.Митин, А.Н.Петякшева, М.Г.Петякшева, Е.Н.Шеметова; научное руководство Н.Э.Касаткиной. – Старопестерево, 2014.
8-384(52)53-3-45, pestery@mail.ru
Пояснительная записка
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы крадём у наших детей завтра.
Джон Дьюи
Современный идеал образованности понимается как жизнеспособная личность. Одним из параметров жизнеспособности личности специалисты ЮНЕСКО называют обладание достаточно развитым интеллектом, интеллектуальной активностью и интеллектуальной инициативой.
В силу своей сложности интеллект неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений. Общим для всех определений является понимание интеллекта как глобальной способности действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. По мнению Кэттела, у каждого уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе способности к мышлению. Примерно к 20 годам интеллект достигает наибольшего расцвета, поэтому развитие интеллекта становится приоритетной задачей современного образования, особенно в условиях реализации ФГОС.
Программа внеурочной деятельности «Малая академия наук» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 10-11 классов, срок реализации программы 2013-2015 уч.г. Данная программа является логическим продолжением программы, реализуемой в МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» в рамках ФГОС НОО, ООО. Составители программы - педагогический коллектив образовательного учреждения, научный руководитель Касаткина Н.Э, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, академик МАПиСН, зав. межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики.
Актуальность программы объясняется тем, что интеллектуальный потенциал и творческие способности людей являются основой социально-экономического прогресса любого общества, повышают эффективность общественных реформ, выступают в качестве одного из решающих факторов экономического развития. Невнимательное отношение к развитию интеллектуальной одаренности подрастающего поколения оборачивается для государства значительными моральными, материальными, политическими потерями.
Цель программы: развитие самостоятельного, творческого, оригинально мыслящего, интеллектуально развитого и активного старшеклассника.
Задачи программы:
- Развивать уровень обобщающего, понятийного мышления старшеклассников, навыки причинно-следственного объяснения явлений, умения аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать выводы, связывать изучаемый материал в систему.
- Развивать критичность мышления.
- Поддерживать интересы старшеклассников к изучаемым учебным предметам, стимулировать мотивацию к исследовательской деятельности, выполнению проектов.
- Совершенствовать навык работы с вариативными источниками информации, выполнения работ с использованием ИКТ-технологий.
- Воспитывать инициативность и ответственность при выполнении индивидуальных и групповых проектов.
- Совершенствовать рефлексивные навыки, способствовать формированию адекватной самооценки.
Новизна программы состоит в том, что она нацелена на поддержку интересов старшеклассников к изучению отдельных предметов, предметных циклов, различным способам деятельности через выполнение проектных, исследовательских работ и творческих работ в соответствии с требованиями ФГОС. Программа учитывает профильную направленность обучающихся, предоставляет возможность выбора кафедр и форм участия и предлагает индивидуальный образовательный маршрут для двух групп профилей - социально-гуманитарного или социально-экономического, поддерживающих интерес к изучению истории, литературы, обществознания, экономики и права; естественнонаучного, направленного на расширение и углубление знаний и метапредметных умений по физике, химии, биологии.
Педагогическая целесообразность заключается в оптимальной интеграции урочной и внеурочной деятельности, значительном расширении предметных и межпредметных знаний, совершенствовании УУД и создании условий как для развития интеллектуальных способностей, так и творчества, а также результативной подготовки к ЕГЭ.
Особенности реализации программы:
- Реализуется комплексно педагогами, работающими в 10-11 классах, что обеспечивает единство требований и общую ответственность за полученные результаты.
- Продолжает принцип предметной интеграции по циклам, что позволяет выстраивать единую картину мира и умение интегрировать знания.
- Учитывает профиль обучения и дает возможность выбора.
- Основана на выполнении исследовательских работ, интеллектуальных и творческих индивидуальных и групповых проектов.
- Реализуется в рамках программы работы с одаренными детьми, так как поддерживает интересы и склонности старшеклассников.
- Предусматривает психолого-педагогическое сопровождение.
- Совершенствует ИКТ-компетентность старшеклассников.
- Дает возможность для самореализации.
Реализация связи с урочной деятельностью:
- Расширяет и углубляет предметные знания, позволяет рассмотреть материал в практико-ориентированном ракурсе.
- Дает возможность более детально изучить аспекты отдельных заданий формата ЕГЭ повышенного уровня.
- Повышает мотивацию и интерес к изучению предметов.
- Единые направления деятельности и технологии по развитию универсальных учебных действий как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Возможность распространения и использования программы ничем не ограничена; размещение программы на сайте ОУ позволит всем заинтересованным педагогам использовать либо программу в целом, либо отдельные блоки, либо заимствовать идею или некоторые материалы. Возможно сотрудничество.
Диагностичность
При исследовании интеллекта предполагается использование следующих методов:
- тестирование (система тестовых диагностик, отслеживаение динамики интеллектуального развития обучающихся по мере реализации программы);
- контент-анализ (метод систематизированной количественной оценки содержания тестов);
- метод математической статистики (процентом вовлеченности обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, результаты участия обучающихся в ученических конференциях разного уровня; динамика участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах);
- метод «Портфолио» (фиксирование всех результатов в портфолио обучающихся)
Также мы предлагаем методику для диагностики уровня интеллекта «ШТУР». Это школьный тест умственного развития. Он разработан учеными Научно– исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР и предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста. Он включает шесть наборов заданий (субтестов): «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды»; методика «Эрудит»; тест Айзенка, тест технического мышления Беннета, тесты Стенфорд-Бинэ (bine-test.ru), тест Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС)
Реалистичность реализации программы внеурочной деятельности
Реалистичность программы объясняется тем, что она выстроена в большей мере на основе имеющегося опыта ОУ в развитии интеллектуальных способностей обучающихся; в наличии имеется материальная база, необходимая для реализации; удовлетворяются вариативные запросы обучающихся; педагоги заинтересованы в реализации программы, так как это дает возможность организации работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к познавательной деятельности.
Использование технологий
Среди технологий, методов и приемов развития УУД в старшей школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определенных УУД. Они могут быть построены как на предметном содержании, так и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в старшей школе может быть представлена такими, как:
- ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
- ситуация-иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа ее решения);
- ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить свое адекватное решение;
- ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по их решению).
Наряду с учебными ситуациями для развития универсальных учебных действий в старшей школе, возможно использовать следующие типы задач.
Личностные универсальные учебные действия:
- задачи на личностное самоопределение;
- задачи на Я – концепции;
- задачи на смыслообразование;
- задачи на мотивацию;
- задачи на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- задачи на учет позиции партнера;
- задачи на организацию и осуществление сотрудничества;
- задачи на передачу информации и отображению предметного содержания;
- тренинги коммуникативных навыков;
- ролевые игры;
- групповые игры.
Познавательные универсальные учебные действия:
- задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
- задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
- задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
- задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
- задачи на смысловое чтение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- задачи на планирование;
- задачи на рефлексию;
- задачи на ориентировку в ситуации;
- задачи на прогнозирование;
- задачи на целеполагание;
- задачи на оценивание;
- задачи на принятие решения;
- задачи на самоконтроль;
- задачи на коррекцию.
Планируется использование современных образовательных технологий: ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетенции), ТРКМ (технология развития критического мышления на основе чтения и письма), КТД (коллективная творческая деятельность), проектной технологии, групповых технологий. Кафедры будут проводить занятия в следующих формах: исследовательская (экспериментальная) лаборатория, НОШ (научное общество школьников), литературные и исторические гостиные. Итогом работы будет неделя защиты проектов. ИКТ-сопровождение представляет собой обучение программам, размещение материалов в интернет-сообществах, школьном сайте.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
1-2 уровень 10 класс |
3 уровень 11 класс |
Учащиеся приобретают знания, у них формируется положительное отношение к базовым общественным ценностям, которое проявится в разных видах деятельности:
|
Учащиеся, приобретя опыт, самостоятельно:
|