Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОНОМИКЕ

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

 

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике профильного уровня (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004), примерной программы по экономике среднего (полного) общего образования профильного уровня, авторской программы по экономике «Основы экономической теории»  С.И.Иванова для школ с углубленным изучением экономики и  в соответствии с учебным планом МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» в 2014-2015 уч.г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися. Программа предлагает определенную последовательность и глубину изучения экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средним или высшим профессиональным образованием).

 

Место предмета в базисном учебном плане, учебном плане МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для профильного изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования. Рекомендуется изучать экономику в X и XI классах из расчета 2 учебных часа в неделю. Предмет «Экономика» представлен в УП МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» в профильных (социально-экономических) группах 10-11 классов  в количестве 2 часов в неделю, продолжительность учебного года – 34 учебных недели, общее количество часов – 136 часов за два года обучения.

Изменения, внесенные в программу

Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов из расчета 2 часа в неделю при 34 учебных неделях в 10 и 11 классах. Логика изложения материала соответствует примерной программе и авторской программе С.И.Иванова.

 При этом предусмотрен в примерной программе резерв свободного учебного времени в объеме 18 учебных часов (или 8%), реально в ОУ - 14 часов.  Часы резерва распределяются следующим образом.

Раздел, тема

Количество часов

Аргументация

1

Основные концепции экономики

1

Зачет по основным экономическим понятиям для формирования экономического мышления.

2

Спрос и предложение

4

Необходимость более детально рассмотреть такие экономические категории как спрос, предложение, эластичность спроса и предложения, факторы, формирующие спрос и предложения; проявление спроса во времени.

(2 часа)

 

Зачет. Необходимость решения качественных и количественных задач по теме, так как они включены в формат ЕГЭ.

(2 часа)

3

Макроэкономические проблемы

6

Макроэкономика и ее инструменты: ВВП, ВНП, ИПЦ (решение задач)

 (3 часа)

 

Вводный урок в 11 классе, необходимость актуализации ранее полученных знаний.

(2 часа)

 

Дополнительный час на изучение темы «Порочный круг бедности. Качество жизни» с учетом регионального компонента.

(1 час)

4

Международная экономика

-

Перераспределение часов внутри раздела

Всего на изучение данного раздела планируется 10 часов согласно Примерной программе. Тема «Глобализация экономики» рассматривается и в курсе обществознания, поэтому целесообразно было ее уплотнить для введения зачета по всему разделу.

5

Прикладная экономика

1

Практическое применение знаний по теме  «Основы предпринимательства», зачет по теме.

6

Итоговый зачет по темам всего курса

2

Подготовка к ЕГЭ

 

Всего

14

 

 

По изучению каждого раздела планируется проведение комплексных зачетов: теория вопросов  по билетам, терминологический практикум, выполнение заданий в формате ЕГЭ.

На каждом уроке отрабатываются по мере изучения темы задания из ЕГЭ всех частей.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Содержание среднего (полного) общего образования  на профильном уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  •  основные концепции экономики;
  •  микроэкономика;
  •  макроэкономика и международная экономика;
  •  прикладная экономика.

 

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, права, литературы и др.

Профильное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

 

Цели

 

Изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  1.  Развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации
  2.  Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.
  3.  Освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования.
  4.  Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа.
  5.  Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

Настоящая рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

  •  объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
  •  решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
  • применение математических знаний в экономической сфере;
  •  применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  •  умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  •  работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
  •  самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
  •  пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

 

Реализация рабочей программы призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

 

Общая характеристика учебного процесса: методы,

формы обучения и режим занятий

 

Программа предусматривает проведение лекций с элементами беседы. Лекции с элементами практической работы, уроки-практикумы/, семинары, коллоквиумы. По основным темам курса планируется решение качественных и количественных задач, задач, встречающихся в заданиях формата ЕГЭ по обществознанию.

 На уроках используются  формы активного обучения  - тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе. С целью оптимальной реализации требований программы планируется использование современных образовательных технологий:

 

  1. Технология развития критического мышления Чарльза Темпла, Джинни Стила, Курта Мередита. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология направлена на развитие критического мышления, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Главное: научить  школьника управлению информацией (искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни);конструировать знание, рожденное в процессе обучения. Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
  2. КСО (коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко), так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах. Групповые технологии, которые учат работать в команде, брать ответственность на себя и нести ответственность за общее дело; выполнять разные функции, анализировать процесс и результаты полученные в процессе совместной работы.
  3. Интерактивные формы обучения, которые позволяют простраивать коммуникацию и взаимодействие, использовать знания всех.

 

Формы организации учебного процесса в рамках классно-урочной системы:

·         индивидуальная;

·         групповая;

·         индивидуально-групповая;

·         фронтальная

 

Охрана здоровья обучающихся

Методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ, повышают уровень познавательной активности обучающихся, способствуют эмоциональной уравновешенности, уверенности в собственных возможностях, снижают роль стрессового фактора в учебном процессе.

Большое внимание уделяется:

·      рациональной организации урока,

·      психологической обстановке на занятиях,

·      созданию атмосферы успеха,

·      выполняются принципы наглядности (использование таблиц, карточек информаторов, тестов, иллюстраций, ИКТ и др.),

·      повторению,

·      принципу доступности,

·      дифференцированному подходу в обучении,

·      использованию дидактического материала

·      определяется плотность урока, в течение учебного часа происходит смена 4 - 7 видов работ. На каждом уроке проводятся

·      эмоциональная разрядка

·      физминутки, корректировка осанки обучающихся

·      гимнастика для глаз

·      соблюдение санитарных норм в учебном кабинете (чистота, освещение, озеленение, температурный режим)

·      рациональная организация рабочего места обучающихся

·      поэтапное формирование умственных действий

·      обеспечивание доброжелательной атмосферы в классе

 

 

 

 

 

Результаты обучения

 

Результаты изучения курса «Экономика» направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных и профессиональных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и будущей профессии, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Результаты обучения позволят учащимся освоить основы поведения в экономической сфере и помогут осознанно выбрать будущую специализацию. Результаты обучения позволят сократить объем и усилить общепрофессиональную подготовку в высших и средних специальных образовательных учреждениях.

 

Требования к уровню подготовки

 

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен

 

Знать/Понимать

  •  смысл основных теоретических положений экономической науки;
  •  основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;

 

Уметь

  •  приводить примеры:  взаимодействия рынков;  прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
  •  описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы,   основные виды налогов, банковскую систему,  рынок труда,  экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
  • объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости;  выгоды обмена; закон спроса;  причины неравенства доходов;   роль минимальной оплаты труда;  последствия инфляции;
  •  сравнивать (различать):  спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых,  организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
  •   вычислять на условных примерах:  величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж;  экономические и бухгалтерские затраты и прибыль,  смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции,  уровень безработицы;
  •  применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  исполнения типичных экономических ролей;
  •  решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
  •  совершенствования собственной познавательной деятельности;
  •  оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

 

 Выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности:

  •  в семейно-бытовой сфере (вести домашнее хозяйство, распределять и выполнять обязанности, просчитывать семейный бюджет, рационально расходовать денежные средства);
  • в сфере трудовой деятельности (знать коньюнктуру рынка труда, уметь продвигать свои способности трудиться, участвовать в трудовых отношениях);
  • в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);
    • в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую экономическую информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач   обществоведческого образования, экономического как части обществоведческого.

Практическая направленность воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выпол­нению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя).

 

Система оценки достижений учащихся.

Инструментарий для оценивания результатов

Задачи школьной отметки:

  • отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности;
  • отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
  •   

 Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

 

   Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация, которые позволяют:

●      определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету (согласно учебного плана);

●      установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта полного (среднего) образования;

●      осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

     1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

 

      2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

            Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

             Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся  в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого  в этих учебных учреждениях.     Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний  в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

      Контроль над уровнем ЗУН осуществляется в следующих формах:

  • тестирование в формате ЕГЭ
  • зачеты
  • практические работы
  • развернутые устные или письменные ответы
  • защита проектов
  • семинарские занятия
  • эссе.

   3. Итоговая  аттестация обучающихся.      Итоговая аттестация обучающихся  11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного  контроля и в  форме ЕГЭ (тестирования).  Сроки итоговой аттестации  устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Принципы выставления школьной отметки:

  • справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;
  • незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.
  • своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.

 

Критерии оценивания устного и письменного ответа по экономике

 

Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

 

Тематическое планирование курса экономики

Раздел программы

Количество часов по примерной программе

Количество часов по рабочей программе

10-11 классы

1

Основные концепции экономики

11

12

Введение в экономику

2

2

Альтернативная стоимость и факторы производства

4

4

Специализация, обмен. Абсолютные и сравнительные преимущества.

3

3

Экономические системы. Собственность.

2

2

ЗАЧЕТ

-

1

2

Микроэкономика

38

42

Спрос и предложение

8

10

Фирма. Теория производства.

8

8

Отрасль. Конкуренция. Рыночные структуры.

10

10

Рынки факторов производства

6

6

Несостоятельность рынка и государственное регулирование

6

6

ЗАЧЕТ

-

2

3

Макроэкономика и международная экономика

39

45

Инструменты макроэкономики

11

14

Макроэкономические проблемы

11

14

Макроэкономическая политика

7

7

Международная экономика. ЗАЧЕТ

10

 

10

4

Прикладная экономика

34

37

Бизнес

16

17

Финансы

10

10

Российская экономика

8

8

ЗАЧЕТ

-

2

5

Резерв

18

14

 

СКАЧАТЬ...

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz