Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Типология уроков  (ФГОС)

 

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В. А. Сухомлинский

   «Урок - целостный, логически завершенный, ограниченный  временными рамками отрезок образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и  уровня подготовки».

   Основные признаки урока:

-  наличие определенных образовательных, воспитательных развивающих целей;

-  отбор в соответствии с поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;

-  достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов обучения;

-  организация соответствующей учебной деятельности учащихся.

  ФГОС ООО  определил требования к условиям, процессу и результатам воспитательно-образовательного процесса, которые должны учитываться как  образовательной организацией, так и, непосредственно, каждым педагогом. 

  Проектируя урок, педагогу необходимо выстраивать его на основе системно-деятельностного подхода, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности обучающихся. При этом  для достижения целей урока необходимо:

1. Продумывать  субъект-субъектное обучение,  мотивировать обучающихся на   решение проблемных ситуаций, планирование своих учебных действий и их вариативность.

2.  Деятельность обучающихся на уроке   должна носить преобразовательный характер,  задания предполагать  формирование всех групп УУД (наблюдение, сравнение, анализ, аналогия, обобщение).

3. Обучение должно идти от  имеющихся знаний к  выявлению незнания, формулированию проблемы. Выход на проблему предполагает поиски ее решения, а, следовательно,  интенсивную самостоятельную деятельность обучающихся, открытие истины, доказательство или опровержение гипотезы, формулирование закономерности.

4. Принцип «мини-макса» позволит вовлечь в процесс обучения всех школьников в соответствии с их уровнем притязаний; организация групповой, парной или индивидуальной работы при рациональном формировании  групп или пар позволит  развивать навык сотрудничества при решении учебных задач, самостоятельность, избирательность в способах работы.

5. Необходимо учитывать субъективный опыт обучающихся.

6. Педагог  должен  уметь вариативно простраивать процесс обучения, оптимально подбирать методы, средства и приемы для достижения поставленных целей. Урок должен иметь гибкую структуру, педагог должен учитывать  ситуативность, возникающую в ходе урока.

  Обратимся к типологии уроков в соответствии с требованиями ФГОС, попробуем определить  особенности структуры таких уроков. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на 
несколько групп: уроки «открытия» нового знания; уроки отработки умений и рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля,  уроки-исследования.[67]

  Для построения урока в рамках ФГОС важно понимать, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

  Далее в таблице представлены основные типы уроков  по ФГОС с включением их структур. Отдельно собран материал по урокам общеметодологической направленности и урокам-исследованиям, так как они не соответствуют логике ниже представленных структур урока.

 

Таблица 1  Структуры уроков по ФГОС

 

Урок открытия нового знания

Урок отработки умений и рефлексии

Уроки развивающего контроля

1.                     Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

1.                     Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

1.                     Этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности.

2.                     Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

2.                     Этап актуализации и пробного учебного действия.

 

2.                     Этап актуализации и пробного учебного действия.

 

3.                     Этап выявления места и причины затруднения.

3.                     Этап локализации индивидуальных затруднений.

3.                     Этап локализации индивидуальных затруднений.

4.                     Этап построения проекта выхода из затруднения.

4.                     Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

4.              Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

5.                     Этап реализации построенного проекта.

5.                     Этап реализации построенного проекта.

5.              Этап реализации построенного проекта.

6.                     Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

6.                     Этап обобщения затруднений во внешней речи.

6.              Этап обобщения затруднений во внешней речи.

7.                     Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

7.                     Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

7.              Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

8. Этап решения заданий творческого уровня.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

9.  Этап рефлексии  фиксирования и преодоления затруднений в собственных учебных действиях.

9. Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

 

 

Основные выводы по таблице:

1. Все уроки имеют четкую  структуру, представлены  небольшими по временной продолжительности  этапами. Количество этапов совпадает.

2. На первом этапе мотивация простраивается в зависимости от главной методической цели урока – мотивация либо к учебной, либо к коррекционной, либо к контрольно-коррекционной деятельности.  На втором этапе кроме актуализации и пробного действия, которые являются общими для любого типа урока, урок «открытия» нового знания предусматривает фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. На третьем этапе  урок «открытия» нового знания предполагает  выявление  места и причины затруднения для всего класса,  два же других типа урока нацелены на выявление индивидуальных затруднений.

4. На 4 этапе на уроке «открытия» нового знания предполагается построение проекта выхода из затруднения, на уроках же отработки умений и рефлексии и уроках развивающего контроля добавляется этап построения  проекта коррекции выявленных затруднений.

5. На 5 этапе на всех уроках реализуются проекты – проект выхода из затруднений (последовательность работы по изучению нового содержания) и проекты коррекции выявленных затруднений (индивидуальная работа по устранению затруднений – объяснение, работа с эталоном, определение алгоритма и т.д.).

6. Шестой этап предполагает коммуникацию:  первичное  закрепление с проговариванием на уроке «открытия» нового знания и  проговаривание обобщенной информации о затруднениях на двух других типах уроков.

7. Седьмой этап – это самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Восьмой этапа урока – включение в систему знаний и повторения на уроке «открытия» новых знаний и уроке отработки умений и рефлексии. На уроке развивающего контроля предполагаются  задания творческого характера.

9. Соответственно в зависимости от типа урока разной по содержанию будет и рефлексия. Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. Учащиеся на этих отработки навыков и рефлексии не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Учащиеся легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

10. На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

  Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

1. Написание обучающимися контрольной работы и ее критериальное оценивание.

2. Рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

  Каждый этап урока имеет свое содержание. Представим  эту информацию в таблице.

СКАЧАТЬ...

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz