Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Рабочая  программа

среднего (полного) общего образования

на базовом уровне по истории

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая  программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории  на базовом уровне, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004,  примерной программы по истории среднего (полного) общего образования (2004г) в соответствии с УП МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015 уч.г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории.

 

Место предмета в базисном учебном плане

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140  часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В соответствии с базисным учебным планом, «История» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов (или 14,3 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

В программу внесены следующие изменения

Программа рассчитана на 136 учебных часов, соответственно по 68 часов в 10 и 11 классах в связи с тем, что продолжительность учебного года 34 недели.

Часы резервного времени предусматривают увеличение часов на изучение истории России в 11 классе (12 часов), что объясняется большим объемом и сложностью изучаемого материала, а также возможностью более детально рассматривать социально-экономическое и политическое развитие СССР через призму экономики и права, которые изучаются на профильном уровне. Такая интеграция позволит повысить качество обществоведческого образования школьников и будет способствовать формированию компетентностного подхода в обучении.  Соответственно по темам часы выделены в тематическом планировании.

         Кроме того увеличено количество часов на изучение всеобщей истории в 11 классе на изучение современной истории; выделены часы для повторительно-обобщающих уроков.

 

 

Учебно-методическое обеспечение программы

Для реализации данной программы в 10-11 классе используется следующий УМК:     

  •  Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века. Учебник для 10 классов (базовый уровень), под редакцией профессора Н.В. Загладина. М.: Русское слово, 2013  .
  •  Всемирная история. История России и мира ХX - начало XXI века. Учебник для 11 классов (базовый уровень), под редакцией профессора Н.В. Загладина. М.: Русское слово, 2013.
  • Карты, схемы, таблицы по отечественной и всеобщей истории.
  •  Электронные средства обучения. Видеофильмы.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.      Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его  общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса. 

Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

С учетом социальной значимости и актуальности содержания курса истории примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для X-XI классов:

 

Классы

Объем учебного времени

 

ИСТОРИЯ

 

России

Всеобщая

10 класс

70 ч

История России

(с древнейших времен до конца XIX в.) – 36

Всеобщая история

(с древнейших времен до конца XIX в.) – 24

11

класс

70 ч

История России

(XX  –  начало XXI вв.) – 36

Всеобщая история

(XX в – начало XXI вв.) – не менее 24

 

Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей с учетом содержания этих профилей. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только  использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

 

Цели

Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие:

  • умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
  •  использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  •  определять сущностные характеристики изучаемого объекта
  •  самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа:

  • извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.)
  •  отделения основной информации от второстепенной
  •  критического оценивания достоверности полученной информации
  •  передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)
  •  перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.)
  •  выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

 

 

 

Общая характеристика учебного процесса: методы,

формы обучения и режим занятий

 

Программа предусматривает проведение лекций с элементами беседы. Лекции с элементами практической работы, уроки-практикумы/, семинары, коллоквиумы. По основным темам курса планируется решение качественных и количественных задач, задач, встречающихся в заданиях формата ЕГЭ по обществознанию.

 На уроках используются  формы активного обучения  - тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе. С целью оптимальной реализации требований программы планируется использование современных образовательных технологий:

 

  1. Технология развития критического мышления Чарльза Темпла, Джинни Стила, Курта Мередита. В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология направлена на развитие критического мышления, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Главное: научить  школьника управлению информацией (искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни);конструировать знание, рожденное в процессе обучения. Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
  2. КСО (коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко), так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах. Групповые технологии, которые учат работать в команде, брать ответственность на себя и нести ответственность за общее дело; выполнять разные функции, анализировать процесс и результаты полученные в процессе совместной работы.
  3. Интерактивные формы обучения, которые позволяют простраивать коммуникацию и взаимодействие, использовать знания всех.

 

 

 

Формы организации учебного процесса в рамках классно-урочной системы:

·        индивидуальная;

·        групповая;

·        индивидуально-групповая;

·        фронтальная

 

 

Охрана здоровья обучающихся

Методы здоровьесберегающих технологий, применяемых в ОУ, повышают уровень познавательной активности обучающихся, способствуют эмоциональной уравновешенности, уверенности в собственных возможностях, снижают роль стрессового фактора в учебном процессе.

Большое внимание уделяется:

·     рациональной организации урока,

·     психологической обстановке на занятиях,

·     созданию атмосферы успеха,

·     выполняются принципы наглядности (использование таблиц, карточек информаторов, тестов, иллюстраций, ИКТ и др.),

·     повторению,

·     принципу доступности,

·     дифференцированному подходу в обучении,

·     использованию дидактического материала

·     определяется плотность урока, в течение учебного часа происходит смена 4 - 7 видов работ. На каждом уроке проводятся

·     эмоциональная разрядка

·     физминутки, корректировка осанки обучающихся

·     гимнастика для глаз

·     соблюдение санитарных норм в учебном кабинете (чистота, освещение, озеленение, температурный режим)

·     рациональная организация рабочего места обучающихся

·     поэтапное формирование умственных действий

·     обеспечивание доброжелательной атмосферы в классе.

 

 

Результаты обучения

 

Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся). 

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни среднего (полного) общего образования и целям исторического образования на базовом уровне (в том числе: проводить поиск информации, анализировать, различать, устанавливать связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России).

 

 Система оценки достижений учащихся.

Инструментарий для оценивания результатов

Задачи школьной отметки:

·        отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности;

·        отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.

·           

 Преобладающие формы  контроля знаний, умений, навыков.

 

   Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация, которые позволяют:

●      определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету (согласно учебного плана);

●      установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта полного (среднего) образования;

●      осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

     1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п.  работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

 

      2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

         Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

          Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся  в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого  в этих учебных учреждениях.     Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний  в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

      Контроль над уровнем ЗУН осуществляется в следующих формах:

  • тестирование в формате ЕГЭ
  • контрольные работы
  • зачеты
  • практические работы
  • развернутые устные или письменные ответы
  • собеседования
  • защиты рефератов
  • защита презентаций
  • защита проектов
  • семинарские занятия
  • эссе.

   3. Итоговая  аттестация обучающихся      Итоговая аттестация обучающихся  11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного  контроля и в  форме ЕГЭ (тестирования).  Сроки итоговой аттестации  устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Принципы выставления школьной отметки:

·        справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;

·        учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

·        гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы;

·        незыблемость - выставленная учителем отметка может подвергаться сомнению каждой из сторон, но даже в случае конфликтной ситуации и создания конфликтной экзаменационной комиссии, экзаменатор замене не подлежит.

·        своевременность – оценка выставляется в течение 3 дней после проведения контроля, если иное не определено в предметном приложении.

 

Критерии оценивания устного и письменного ответа по экономике

 

Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).

СКАЧАТЬ...

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz