Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 по общеинтеллектуальному направлению

 

МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

для обучающихся 10-11 классов

 

Авторы-составители

          Л. В.  Арлашева, Почетный работник общего образования, директор школы, учитель    химии;

          Е. В. Голубева,  учитель физики;

Р.В. Забуга, учитель истории и обществознания;

Т.Д. Зернаева, учитель технологии;

          Е. В. Кузнецова, учитель биологии;

Л.В.Кузнецова, учитель  английского языка;

          О.В.Митин, учитель географии;

          А.Н. Петякшева, студентка 5 курса ФФ и Ж КемГУ

          М.Г. Петякшева, Почетный работник общего образования,  заместитель директора по УВР,  учитель истории;

          Е. Н. Шеметова, учитель русского языка и литературы.

         

 

Научное руководство

          Н.Э. Касаткиной, доктора педагогических наук, профессора, академика МАН ВШ и АПСН, заведующей межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, заслуженного работника высшей школы РФ, лауреата премии Правительства РФ в области образования

         

 

          Программа  внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления  «Малая академия наук»  рассчитана на 10-11 классы, является продолжением одноименной программы для  1-4, 5-9 классов. Предусматривает межпредметную интеграцию, системно-деятельностный подход,  развитие исследовательских и творческих навыков школьников.

          Адресована коллективам педагогов школ, работающим в условиях введения ФГОС среднего (полного) общего образования. 

 

Малая академия наук [Текст]: программа внеурочной деятельности / авторы-сост.: Л.В.Арлашева, Е.В.Голубева, Р.В.Забуга, Е.В.Кузнецова, Л.В.Кузнецова О.В.Митин,  А.Н.Петякшева, М.Г.Петякшева, Е.Н.Шеметова;  научное руководство Н.Э.Касаткиной. – Старопестерево, 2014.

 

8-384(52)53-3-45, pestery@mail.ru

Пояснительная записка

 

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, 
мы крадём у наших детей завтра. 
Джон Дьюи

 

        Современный идеал образованности понимается как жизнеспособная личность.  Одним из параметров жизнеспособности личности специалисты ЮНЕСКО называют обладание достаточно развитым интеллектом, интеллектуальной активностью и  интеллектуальной инициативой.

     В силу своей сложности интеллект неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений. Общим для всех определений является понимание интеллекта как глобальной способности действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. По мнению Кэттела, у каждого  уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе способности к мышлению. Примерно к 20 годам  интеллект достигает наибольшего расцвета, поэтому развитие интеллекта становится приоритетной задачей современного образования, особенно в условиях реализации ФГОС.

     Программа внеурочной деятельности «Малая академия наук» относится к  общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 10-11 классов, срок реализации программы 2013-2015 уч.г. Данная программа является логическим продолжением программы, реализуемой в МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» в рамках ФГОС НОО, ООО. Составители программы - педагогический коллектив образовательного учреждения, научный руководитель  Касаткина Н.Э, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, академик МАПиСН, зав. межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики.

     Актуальность программы объясняется тем, что интеллектуальный потенциал и творческие способности людей являются основой социально-экономического прогресса любого общества, повышают эффективность общественных реформ, выступают в качестве одного из решающих факторов экономического развития. Невнимательное отношение к развитию интеллектуальной одаренности подрастающего поколения оборачивается для государства значительными моральными, материальными, политическими потерями.

Цель программы:  развитие самостоятельного, творческого, оригинально мыслящего, интеллектуально развитого и  активного  старшеклассника.

Задачи программы:

  1. Развивать уровень  обобщающего, понятийного мышления старшеклассников,  навыки причинно-следственного  объяснения явлений, умения аргументировать суждения, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать выводы, связывать изучаемый материал в систему.
  2. Развивать критичность мышления.
  3. Поддерживать  интересы старшеклассников к изучаемым учебным предметам, стимулировать мотивацию к  исследовательской деятельности, выполнению проектов.
  4. Совершенствовать навык работы с вариативными источниками информации, выполнения работ с  использованием ИКТ-технологий.
  5. Воспитывать инициативность и ответственность при выполнении индивидуальных и групповых проектов.
  6. Совершенствовать рефлексивные навыки,  способствовать формированию адекватной самооценки.

Новизна программы  состоит в том, что она  нацелена на поддержку  интересов старшеклассников к изучению отдельных предметов, предметных циклов, различным способам деятельности  через выполнение проектных, исследовательских работ и творческих работ в соответствии с требованиями ФГОС. Программа  учитывает профильную направленность обучающихся, предоставляет возможность выбора   кафедр и форм участия и предлагает индивидуальный образовательный маршрут для двух групп профилей - социально-гуманитарного или социально-экономического, поддерживающих интерес к изучению истории, литературы, обществознания, экономики и права; естественнонаучного, направленного на расширение и углубление знаний и метапредметных умений по физике, химии, биологии.

Педагогическая целесообразность  заключается  в  оптимальной интеграции урочной и внеурочной деятельности, значительном расширении предметных и  межпредметных знаний, совершенствовании УУД и создании условий как для развития интеллектуальных способностей, так и творчества, а также результативной подготовки к ЕГЭ.

  Особенности реализации программы:

  1. Реализуется комплексно  педагогами, работающими в 10-11 классах, что обеспечивает единство требований и общую ответственность за полученные результаты.
  2. Продолжает принцип предметной интеграции по циклам, что позволяет выстраивать единую картину мира и умение интегрировать знания.
  3. Учитывает профиль обучения и дает возможность выбора.
  4. Основана на выполнении исследовательских работ, интеллектуальных и творческих индивидуальных и групповых проектов.
  5. Реализуется в рамках программы работы с одаренными детьми, так как поддерживает интересы и склонности старшеклассников.
  6. Предусматривает психолого-педагогическое сопровождение.
  7. Совершенствует ИКТ-компетентность старшеклассников.
  8. Дает возможность для самореализации.

 Реализация связи с урочной деятельностью:  

  1. Расширяет и углубляет предметные знания, позволяет рассмотреть материал в практико-ориентированном ракурсе.
  2. Дает возможность более детально изучить аспекты отдельных заданий формата ЕГЭ повышенного уровня.
  3. Повышает мотивацию и интерес к изучению предметов.
  4. Единые направления деятельности и технологии по развитию универсальных учебных действий как в урочной, так и внеурочной деятельности.

        Возможность распространения и использования программы ничем не ограничена; размещение программы на сайте ОУ позволит всем заинтересованным педагогам использовать либо программу в целом, либо  отдельные блоки, либо заимствовать идею или  некоторые материалы. Возможно сотрудничество.

        Диагностичность

        При исследовании интеллекта предполагается использование следующих методов:

  • тестирование (система тестовых диагностик, отслеживаение динамики интеллектуального развития обучающихся  по мере реализации программы);
  • контент-анализ (метод систематизированной количественной оценки содержания тестов);
  • метод математической статистики (процентом вовлеченности обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, результаты участия  обучающихся в ученических конференциях разного уровня; динамика участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах);
  • метод «Портфолио» (фиксирование всех результатов в портфолио обучающихся)

Также мы предлагаем методику для диагностики уровня интеллекта «ШТУР». Это школьный тест умственного развития. Он разработан учеными Научно– исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР и предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста. Он включает шесть наборов заданий (субтестов):  «осведомленность» (2 субтеста),  «аналогии»,  «классификации»,  «обобщение»,  «числовые ряды»; методика «Эрудит»; тест Айзенка, тест технического мышления Беннета, тесты Стенфорд-Бинэ (bine-test.ru), тест Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС)

        Реалистичность реализации программы внеурочной деятельности

         Реалистичность программы объясняется тем, что она выстроена в большей мере на основе имеющегося опыта ОУ в  развитии интеллектуальных способностей обучающихся; в наличии имеется материальная база, необходимая для реализации; удовлетворяются вариативные запросы обучающихся;  педагоги заинтересованы в реализации программы, так как это дает возможность организации работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к познавательной деятельности.

        Использование технологий

         Среди технологий, методов и приемов развития УУД в старшей школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определенных УУД. Они могут быть построены как на предметном содержании, так и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в старшей школе может быть представлена такими, как:

  • ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);
  • ситуация-иллюстрация - прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа ее решения);
  • ситуация-оценка - прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить свое адекватное решение;
  • ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по их решению).

         Наряду с учебными ситуациями для развития универсальных учебных действий в старшей школе, возможно использовать следующие типы задач.

         Личностные универсальные учебные действия:

  • задачи на личностное самоопределение;
  • задачи на Я – концепции;
  • задачи на смыслообразование;
  • задачи на мотивацию;
  • задачи на нравственно-этическое оценивание.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • задачи на учет позиции партнера;
  • задачи на организацию и осуществление сотрудничества;
  • задачи на передачу информации и отображению предметного содержания;
  • тренинги коммуникативных навыков;
  • ролевые игры;
  • групповые игры.


         Познавательные универсальные учебные действия:

  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
  • задачи на смысловое чтение.


Регулятивные универсальные учебные действия:

  • задачи на планирование;
  • задачи на рефлексию;
  • задачи на ориентировку в ситуации;
  • задачи на прогнозирование;
  • задачи на целеполагание;
  • задачи на оценивание;
  • задачи на принятие решения;
  • задачи на самоконтроль;
  • задачи на коррекцию.

Планируется использование современных образовательных технологий: ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетенции), ТРКМ (технология развития критического мышления на основе чтения и письма), КТД (коллективная творческая деятельность), проектной технологии, групповых технологий. Кафедры будут проводить занятия в  следующих формах: исследовательская  (экспериментальная) лаборатория,  НОШ (научное общество школьников), литературные и исторические гостиные. Итогом работы будет неделя защиты проектов. ИКТ-сопровождение представляет собой обучение программам, размещение материалов в интернет-сообществах, школьном сайте.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

 

Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

1-2 уровень

10 класс

3 уровень

11 класс

Учащиеся приобретают знания, у них  формируется положительное отношение к базовым общественным ценностям, которое проявится в  разных видах деятельности:

  • конкретизируют знания о разных видах исследовательских работ,  требованиях к их выполнению  и защите;
  • под руководством учителя определяют  тематику  проектов;
  • учатся работать в команде, нести ответственность за свою и коллективную работу;
  • совершенствуют навыки публичной защиты проекта;
  • учатся давать объективную оценку  промежуточных и конечных результатов работы;
  • положительно относятся к базовым общественным ценностям, проявляют инициативность и ответственность;
  • проявляют способность вариативно мыслить, предлагать пути решения проблем.

Учащиеся, приобретя опыт, самостоятельно:

  • определяют темы, проблемы проектных и исследовательских работ;
  • инициируют идеи;
  • владеют навыками поиска и обработки вариативных источников информации;
  • самостоятельно работают над содержанием своего проекта, получая консультативную помощь;
  • готовят материал к публичной защите;
  • вступают в дискуссию, аргументируют свои выводы;
  • умеют работать как индивидуально, так и в команде;
  • инициативны и  способны  шефствовать над обучающимися 1-2 ступеней обучения при выполнении ими проектных и исследовательских работ.

СКАЧАТЬ...

 

 

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz