Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Петякшева Марина Геннадьевна |
|
ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК для обучающихся 10-11 классов
Авторы-составители Л. В. Арлашева, Почетный работник общего образования, директор школы, учитель химии; Е. В. Голубева, учитель физики; Р.В. Забуга, учитель истории и обществознания; Т.Д. Зернаева, учитель технологии; Е. В. Кузнецова, учитель биологии; Л.В.Кузнецова, учитель английского языка; О.В.Митин, учитель географии; А.Н. Петякшева, студентка 5 курса ФФ и Ж КемГУ М.Г. Петякшева, Почетный работник общего образования, заместитель директора по УВР, учитель истории; Е. Н. Шеметова, учитель русского языка и литературы.
Научное руководство Н.Э. Касаткиной, доктора педагогических наук, профессора, академика МАН ВШ и АПСН, заведующей межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, заслуженного работника высшей школы РФ, лауреата премии Правительства РФ в области образования
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» рассчитана на 10-11 классы, является продолжением одноименной программы для 1-4, 5-9 классов. Предусматривает межпредметную интеграцию, системно-деятельностный подход, развитие исследовательских и творческих навыков школьников. Адресована коллективам педагогов школ, работающим в условиях введения ФГОС среднего (полного) общего образования.
Малая академия наук [Текст]: программа внеурочной деятельности / авторы-сост.: Л.В.Арлашева, Е.В.Голубева, Р.В.Забуга, Е.В.Кузнецова, Л.В.Кузнецова О.В.Митин, А.Н.Петякшева, М.Г.Петякшева, Е.Н.Шеметова; научное руководство Н.Э.Касаткиной. – Старопестерево, 2014.
8-384(52)53-3-45, pestery@mail.ru Пояснительная записка
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
Современный идеал образованности понимается как жизнеспособная личность. Одним из параметров жизнеспособности личности специалисты ЮНЕСКО называют обладание достаточно развитым интеллектом, интеллектуальной активностью и интеллектуальной инициативой. В силу своей сложности интеллект неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений. Общим для всех определений является понимание интеллекта как глобальной способности действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. По мнению Кэттела, у каждого уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе способности к мышлению. Примерно к 20 годам интеллект достигает наибольшего расцвета, поэтому развитие интеллекта становится приоритетной задачей современного образования, особенно в условиях реализации ФГОС. Программа внеурочной деятельности «Малая академия наук» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 10-11 классов, срок реализации программы 2013-2015 уч.г. Данная программа является логическим продолжением программы, реализуемой в МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» в рамках ФГОС НОО, ООО. Составители программы - педагогический коллектив образовательного учреждения, научный руководитель Касаткина Н.Э, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, академик МАПиСН, зав. межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики. Актуальность программы объясняется тем, что интеллектуальный потенциал и творческие способности людей являются основой социально-экономического прогресса любого общества, повышают эффективность общественных реформ, выступают в качестве одного из решающих факторов экономического развития. Невнимательное отношение к развитию интеллектуальной одаренности подрастающего поколения оборачивается для государства значительными моральными, материальными, политическими потерями. Цель программы: развитие самостоятельного, творческого, оригинально мыслящего, интеллектуально развитого и активного старшеклассника. Задачи программы:
Новизна программы состоит в том, что она нацелена на поддержку интересов старшеклассников к изучению отдельных предметов, предметных циклов, различным способам деятельности через выполнение проектных, исследовательских работ и творческих работ в соответствии с требованиями ФГОС. Программа учитывает профильную направленность обучающихся, предоставляет возможность выбора кафедр и форм участия и предлагает индивидуальный образовательный маршрут для двух групп профилей - социально-гуманитарного или социально-экономического, поддерживающих интерес к изучению истории, литературы, обществознания, экономики и права; естественнонаучного, направленного на расширение и углубление знаний и метапредметных умений по физике, химии, биологии. Педагогическая целесообразность заключается в оптимальной интеграции урочной и внеурочной деятельности, значительном расширении предметных и межпредметных знаний, совершенствовании УУД и создании условий как для развития интеллектуальных способностей, так и творчества, а также результативной подготовки к ЕГЭ. Особенности реализации программы:
Реализация связи с урочной деятельностью:
Возможность распространения и использования программы ничем не ограничена; размещение программы на сайте ОУ позволит всем заинтересованным педагогам использовать либо программу в целом, либо отдельные блоки, либо заимствовать идею или некоторые материалы. Возможно сотрудничество. Диагностичность При исследовании интеллекта предполагается использование следующих методов:
Также мы предлагаем методику для диагностики уровня интеллекта «ШТУР». Это школьный тест умственного развития. Он разработан учеными Научно– исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР и предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста. Он включает шесть наборов заданий (субтестов): «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды»; методика «Эрудит»; тест Айзенка, тест технического мышления Беннета, тесты Стенфорд-Бинэ (bine-test.ru), тест Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС) Реалистичность реализации программы внеурочной деятельности Реалистичность программы объясняется тем, что она выстроена в большей мере на основе имеющегося опыта ОУ в развитии интеллектуальных способностей обучающихся; в наличии имеется материальная база, необходимая для реализации; удовлетворяются вариативные запросы обучающихся; педагоги заинтересованы в реализации программы, так как это дает возможность организации работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к познавательной деятельности. Использование технологий Среди технологий, методов и приемов развития УУД в старшей школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определенных УУД. Они могут быть построены как на предметном содержании, так и носить надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в старшей школе может быть представлена такими, как:
Наряду с учебными ситуациями для развития универсальных учебных действий в старшей школе, возможно использовать следующие типы задач. Личностные универсальные учебные действия:
Планируется использование современных образовательных технологий: ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетенции), ТРКМ (технология развития критического мышления на основе чтения и письма), КТД (коллективная творческая деятельность), проектной технологии, групповых технологий. Кафедры будут проводить занятия в следующих формах: исследовательская (экспериментальная) лаборатория, НОШ (научное общество школьников), литературные и исторические гостиные. Итогом работы будет неделя защиты проектов. ИКТ-сопровождение представляет собой обучение программам, размещение материалов в интернет-сообществах, школьном сайте.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
|
|
Официальный сайт учителя истории © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |