Технологическая карта урока: структура, варианты, отличительные черты
Вложить структуру урока в соответствии с требованиями ФГОС с учетом системно-деятельностного подхода в стандартный макет сценария урока достаточно трудно либо сценарий должен уйти от словесного описания к конкретной обобщенной графической форме, позволяющей учителя простраивать технологию проектирования учебного занятия. Новым методическим продуктом становится технологическая карта урока. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
В чем преимущества технологической карты? Технологическая карта урока позволяет учителю:
1. В плане реализации требований к содержанию образования и организации учебного процесса: видеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса математики; комплексно и целостно отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату, проектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата.
2. В плане взаимодействия участников образовательного процесса: корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности; согласовывать действия учителя и ученика; организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
3. В плане реализации требований ФГОС к результатам обучения: реализовать планируемые результаты ФГОС; формировать у обучающихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса; выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; соотнести результат с целью обучения; обеспечить повышения качества образования.
Повышение качества образования обеспечивается за счет того, что:
учебный процесс по освоению темы, раздела, курса проектируется от цели до результата;
организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся;
обеспечиваются условия для применения УУД в практической деятельности.
Структура технологической карты включает (вариант)
№
Структурный компонент
1
Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение. Определение типа урока, формы организации учебного занятия.
2
Формулирование дидактических целей урока (возможно триединая цель по Ю.А. Конаржевскому).
3
Формулирование планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС (предметные, метапредметные, личностные).
4
Простраивание метапредметных связей и организация пространства урока (формы работы и ресурсы). Выбор методов, приемов и средств достижения целей урока.
5
Определение основных понятий темы.
6
Выбор технологии(й) обучения. (На каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
7
Подбор контрольных заданий на проверку достижения планируемых результатов.
8
Рефлексия.
9
Характер и содержание домашнего задания.
Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. Варианты технологических карт представлены в приложениях. Выбор зависит от системы работы учителя, его творчества. Технологическая карты позволит педагогу выстраивать процесс обучения по алгоритму, продумывать каждый этап урока не только содержательно, но и деятельностно как для ученика, так и для себя.
Итак, в качестве помощи педагогу мы систематизировали материал по типологии современного урока в условиях ФГОС, подробно прописали деятельностный аспект на каждом этапе урока. Попытались сравнить типы уроков, выделить черты сходства и отличия для того, чтобы педагог более осознанно подходил к выбору типа урока и наполнению каждого этапа в соответствии с дидактическими целями.
Представленный технологические карты – опыт как педагогов школы, так и педагогов других образовательных учреждений. Возможны другие формы технологических карт, главное – наличие всех структурных компонентов.