Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Шпаргалка для учителя

Конструктор урока

Методическое пособие

 

Составители:

Петякшева  А.Н.,

учитель истории;

Петякшева М.Г.,

учитель истории высшей квалификационной категории

Введение

 

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

К.Д.Ушинский

       Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

       Новые требования к уроку – реализация деятельностного подхода в обучении, переход от формирования ЗУН к компетенциям, применение современных образовательных технологий, субъект-субъектные отношения педагога и обучающихся – требуют от педагога более высокого уровня проектировочных умений, необходимых при подготовке к каждому уроку. 

               Данное методическое пособие является актуальным, так как  стало ответом на запросы педагогов, материал  подобран и  систематизирован  на основе методики М.М.Поташника «Изучение затруднений учителей в организации современного качественного образовательного процесса на уроке».  Актуальность связана также с необходимостью совершенствования  навыков педагогического конструирования педагогов вообще и, особенно,  в условиях реализации ФГОС, которые предъявляется  педагогу новые требования – проектирование урока, составление технологических карт, использование технологий обучения для формировании УУД. Цель пособия – помочь педагогам научиться конструировать урок с учетом всех дидактических требований, проявлять педагогическое творчество через комбинирование предложенных  форм и приемов работы.  Интерес представляют приложения, которые органично и  детально дополняют некоторые дидактические единицы урока. Новым является предложенная технологическая карта урока и анализ урока по ФГОС.

               Представленный в пособии материал научно обоснован, так опирается на достижения отечественной дидактики и методики: в каждом разделе прописаны  авторы типологии уроков, методик анализа,  отдельных приемов на разных этапах учебного занятия. Используются работы М.М.Поташника, В.М.Лизинского, П.И.Третьякова, Ю.А.Конаржевского и др.

               Пособие состоит из теоретической части и  приложений. Теоретический материал представлен в таблице для лучшего восприятия, к каждой дидактической единице урока даются педагогические определения и  обозначается авторство. Пособие рассчитано на творческого и думающего педагога, стремящегося к совершенствованию своей педагогической деятельности и повышению эффективности  урока. Оно не претендует на полноту информации об уроке и его составных элементах, но дает возможность  всегда иметь под рукой шпаргалку. Материал структурирован и обобщен, степень разработанности соответствует имеющемуся опыту   как в отечественной педагогике, так и опыту составителей. Появление инноваций в системе образования позволят доработать пособие.

               Практическая значимость предлагаемого пособия заключается в том, что  оно универсально для педагога не зависимо от предмета преподавания, позволяет актуализировать знания по педагогике, дидактике и методике ежеурочно, рационально распределять время при подготовке к уроку, подходить к процессу конструирования урока вариативно и творчески.  Удобно в применении как педагогам, так и администрации.

               Идея составления пособия появилась несколько лет назад и была связана с систематизацией материала перед аттестацией педагогов школы. Первая глава «Конструктор урока» была размещена на сайте «Прошколу.ру» в блоге Петякшевой М.Г. и положительно оценена педагогами. Далее методическое пособие  прошло апробацию  на ФИ и МО КемГУ в рамках проводимых мастер-классов для студентов 4-х курсов  в 2011, 2012 г.г., на всероссийском заочном педагогическом конкурсе «Вдохновение» в 2013г.  было отмечено Дипломом 1 степени. В 2014г. дополнено  с учетом реализации ФГОС на ступени ООО. Что свидетельствует о востребованности данной работы в педагогическом сообществе.

               Результаты использования данного пособия  составителями и педагогами школы:

  1. Успешное участие в конкурсах профессионального мастерства: федеральный заочный конкурс «Педагогические инновации» (2010-2012г.г.), «Вдохновение» (2013г.) – Дипломы I-II степеней за составление программ внеурочной деятельности «Малая академия наук» (1-11 классы).
  2. Высокие результаты педагогов школы в обучении и воспитании (лучшие результаты по итогам ГИА и ЕГЭ в Беловском районе среди всех школ, победы в ученических конференциях, интеллектуальных конкурсах и т.д.), что позволяет им повышать категорийный ценз при аттестации (ежегодно – 2-3 педагогами повышают категории).
  3. Проведение педагогами школы мастер-классов по организации внеурочной деятельности на региональном уровне, разработка  пособия «Конструктор внеурочной деятельности».
  4. Позиционирование пособия на региональном семинаре-практикуме для учителей начальной школы и руководителей ОУ, проходившем на базе ОУ в декабре 2013г. Распространение пособия среди педагогов области.

       Любой педагог может воспользоваться материалом пособия и добавить собственные  методические находки.

 

Глава 1  Конструктор урока

 

Параметр

Варианты реализации на уроке

Типичные ошибки и затруднения педагогов

(на основе книги М.М.Поташника Управление профессиональным ростом учителя в современной школе)

Тип урока (определяется в соответствии с дидактическими целями урока)

Урок изучения нового материала.

Цель:изучение и первичное закрепление новых знаний.

 

Традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

 

Урок закрепления знаний.

Цель: выработка умений по применению знаний.

 

Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

 

Урок комплексного применения знаний.

Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

 

Практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: обобщение единичных знаний в систему.

 

Семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Цель: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

 

Контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.

(Г.И. Щукина, В.А. Онищук, Н.А.

Сорокин, М.И. Махмутов и др.)

  • необоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям класса, темы, раздела, дидактическим целям;
  • несоответствие этапов урока выбранному типу урока;
  • преимущественно комбинированные уроки из-за недостаточного уровня знаний типологии уроков

Формы уроков

(форма организации учебной деятельности)    

 

1.  Уроки-«Погружения».

2.  Уроки – деловые игры.

3.   Уроки - прессконференции.

4.   Уроки-соревнования.

5.   Театрализованные уроки.

6.    Уроки-консультации.

7.    Компьютерные уроки.

8.    Уроки с групповыми формами работы.

9.    Уроки взаимообучения учащихся.

10.   Уроки творчества.

11.   Уроки-аукционы.

12.   Уроки, которые ведут учащиеся.

13.   Уроки-зачеты.

14.   Уроки – творческие отчеты.

15.   Уроки-конкурсы.

19.   Уроки-общения.

20.   Уроки-фантазии.

21.   Уроки-игры.

22.  Уроки-«суды».

23.  Уроки поиска истины.

24.  Уроки-концерты.

25.  Уроки-диалоги

26.  Уроки «Следствия ведут знатоки»

27.  Уроки – ролевые игры

28.   Уроки-семинары

30.   Уроки – «круговая тренировка»

В.М.Лизинский

 

  • недостаточный уровень методической подготовки педагогов;
  • стереотипы педагогической деятельности;
  •  неразвитый навык педагогического проектирования;
  • нежелание увеличивать временные издержки на приготовление к  уроку.

Структура урока

 

(структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность)

 

 

Урок изучения нового материала:

• первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

• указание на то, что учащиеся должны запомнить;

• мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

• сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

• первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

• контроль результатов первичного запоминания;

• регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

• внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

• частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

 

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков:

• сообщение учащимся цели предстоящей работы;

• воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

• выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

• проверка выполненных работ;

• обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

• задание на дом (если это необходимо).

 

Урок формирования умений и навыков:

• постановка цели урока;

• повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

• проведение проверочных упражнений;

• ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

• упражнения на их освоение;

• упражнения на их закрепление;

• тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

• упражнения на перенос в сходную ситуацию;

• упражнения творческого характера;

• итог урока;

• задание на дом.

 

Урок применения знаний, умений и навыков:

• организация начала урока (психологический настрой учащихся);

• сообщение темы урока и его задач;

• изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

• формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

• упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

• творческое применение знаний и умений;

• упражнение по отработке навыков;

• домашнее задание;

• итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

 

Урок обобщения и систематизации знаний:

• организация начала урока;

• постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

• проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

• подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

• задание на дом.

 

Повторительно-обобщающий урок:

• организационный момент;

• вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

• выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений;

• проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

• формулирование выводов по изученному материалу;

• оценка результатов урока;

• подведение итогов;

• задание на дом (не всегда).

 

Урок контроля и коррекции:

• организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

• постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

• изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;

• подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

• определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

 

Комбинированный урок (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

• организация начала урока;

• проверка домашнего задания, постановка цели урока;

• подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

• изучение нового материала, в том числе и объяснение;

• закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

• обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

• подведение итогов и результатов урока;

• задание на дом;

• подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

 

Цели урока

(предполагаемый результат)

 

 

Варианты целей урока приведены дополнительно  в приложении.

Образовательная цель предполагает формирование новых понятий и способов деятельности, системы научных знаний и т.д. Например:

  • сформировать на уроке новое понятие;
  • обеспечить усвоение обучающимися ...;
  • обучить новому способу действий;
  • устранить пробелы в знаниях;
  • обобщить и систематизировать знания о ...;
  • отработать навыки ...
  • закрепить способы действий...
  • сформировать у учащихся представления о ...;
  • обучить выполнению задания по образцу;
  • научить делать выводы ...;
  •  показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений;
  • формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку;
  •  формировать умения активно и последовательно отстаивать свою точку зрения, умение найти убедительные аргументы при доказательстве;
  •  научить самостоятельно делать выводы, разбираться.

 

Воспитательная цель:

  • формировать интерес к будущему страны;
  •  формировать чувство гордости за Родину;
  •  воспитывать гуманное отношение к людям;
  • формировать ответственность;
  •  развивать требовательность к себе и другим;
  • воспитывать мотивы учения, положительного отношения к знаниям.

 

Развивающая цель:

  • развивать аналитическое, алгоритмическое, образное мышление;
  • развивать речь, воображение;
  • развивать умения учебного труда

 

  • неумение развести триединую цель;
  • постановка универсальных целей без учета особенностей класса;
  • не реалистичность цели урока с точки  зрения  достаточности  времени на  ее выполнение;
  • отсутствие полноты  и обоснованности  содержания целей урока с точки зрения необходимости подготовки  учащихся к усвоению    материала на ближайших уроках;
  • конкретность постановки   целей урока;
  • измеряемость планируемых результатов.

 

Формы работы обучающихся на уроке

  • фронтальные
  • групповые
  • парные
  • индивидуальные

Неумение сочетать общеклассные (фронтальные) формы работы с групповыми и индивидуальными,  организовывать учебный труд как коллективную деятельность, обосновывать выбранную форму или сочетание форм.

 

Методы обучения

 

(основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений, навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач)

 

По дидактическим целям:

  • объяснительно-иллюстративный;
  •  репродуктивный;
  • проблемного обучения;
  •  частично-поисковый;
  •  Исследовательский.

 

И.Я.Лернер

 

По источнику информации:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Незнание системной классификации методов обучения и необоснованный  выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из:

  • знания сильных и слабых сторон каждого метода;
  • учебных возможностей учащихся класса.

 

Приемы мотивации

 

(мотивация - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования)

1.“Профи”

 

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

 

2. “Кумир

 

На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

 

3. “Автор”.

 

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

 

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

 

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

 

4. “Оратор”.

 

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

 

5. “Линия времени”.

 

Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

 

Непонимание значимости данных приемов в организации воспитательно-образовательного процесса.

СКАЧАТЬ... 

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz