Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Департамент образования и науки Кемеровской области

Областная научно-практическая конференция исследовательских и прикладных работ «Мы – будущее Кузбасса (юниор)»

Секция «Общественные дисциплины»

 

Феномен аниме

 

 

Автор:

Петякшева И., 8 класс

Михайлова М.,8 класс

МОУ «Старопестеревская средняя

общеобразовательная школа»

Беловского района

 

Научный руководитель:

Петякшева Марина Геннадьевна,

учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория

 

Введение

 

         Аниме – уникальная японская анимация со специфической рисовкой и кругом рассматриваемых тем, которая предназначена для самых разных категорий населения. Манго – японские комиксы.  Сегодня эти виды искусства являются феноменами всей мировой культуры. Почитатели этих видов искусств есть во всех государствах, причем  их возрастные категории очень разнообразные.

         Увлекшись аниме, я с удивлением обнаружила, что в нашей школе много ребят, которым интересны аниме и манга. Они обмениваются дисками, как и многие дети, приобретают школьные сумки  и футболки с изображением героев японских мультфильмов и комиксов. В поисковой системе «Яндекс» в среднем в течение месяца запросов на тему «Группы любителей аниме» 2765519 (февраль 2011г.).  Подобные группы образованы во многих городах России, Белоруссии, Украины. Один из зарегистрированных клубов в Кемеровской области действует в г.Юрга в гимназии №4. 

Чтобы определить количество обучающихся, которым интересны аниме и манга в нашей школе, мы провели анкетирование в 5-11 классах. Всего в анкетировании принимало участие 215 человек. Мы выявили  следующее:

  1. Аниме  смотрят постоянно 58%, эпизодически – 31%, не знакомы с аниме, манга  – 11% анкетируемых.
  2. Считают интересным в аниме сюжеты – 67%, рисовку - 43% , жанр – 58%.
  3. Самые интересные фильмы: «Наруто» - 76% , «Тетрадь смерти» - 54% , «Реборн» - 49%.
  4. 35% анкетируемых являются участниками группы «Японская культура. Аниме», которая действует в социальной сети «Контакт».

Таким образом,  мы видим рост интереса к аниме в молодежной среде.  Выбранная тема представляется нам актуальной с нескольких позиций: во-первых, в условиях роста интереса к аниме есть необходимость разобраться в причинах, которые делают  его популярным и востребованным; во-вторых, требует рассмотрения вопрос о том, как можно использовать увлечение молодежи аниме и манга в воспитательных целях, ведь в свое время министерством образования Японии были потрачены сотни тысяч иен на спонсирование аниме фильмов, содержащих элементы обучения и воспитания.

Цель работы: определение причин  популярности  аниме и манга в молодежной среде.

 

  1. Собрать и систематизировать  историю зарождения и развития аниме в Японии.
  2. Рассмотреть причины популярности и востребованности  аниме и манга: охарактеризовать основные философские идеи, лежащие в основе аниме; рассмотреть особенности японской культуры, проявляющиеся в аниме; определить  и дать краткую характеристику техническим  приемам, используемым при создании аниме.
  3. Подобрать варианты использования аниме  в воспитательно-образовательном процессе.

Новизна работы заключается в том, что детально изучены особенности аниме как жанра японского искусства, составлен словарь аниме-терминов, поставлена задача найти оптимальные варианты включения увлечений школьниками  аниме в систему воспитательной работы в школе, классе. Практическая значимость – разработаны варианты использования аниме в воспитательно-образовательном пространстве.

В качестве источников информации взяты ресурсы Интернета,  аниме фильмы, анкеты. Данная тема не является изученной. В последнее время ею заинтересовался ученый мир, собрана библиография, архив статей по теме из журнала «Япония сегодня», есть попытки рассмотреть философские аспекты аниме. Вместе с тем большая часть информации представлена  в Интернете, нуждается в систематизации и адаптированости  для подростков, более объективной оценке. Данная работа – ответ на поднятые проблемы.

Глава 1 История возникновения и развитие аниме в Японии

         На фоне угасания про-диснеевской анимации  японское аниме завоевывает мир. Сейчас в среднем 60% мультфильмов, транслируемых в телевизионных сетях мира, сняты японскими мультстудиями. Рассмотрим почти вековую историю  развития аниме: выделим основные вехи, дадим им характеристики, назовем имена известных аниматоров.

Период

Краткая характеристика

 

1907

Найдено старейшее аниме. Это был короткий мультфильм, который состоял из пятидесяти нарисованных на ленте целлулоида кадров. Изображённый на них мальчик рисует иероглифы 活動写, означающие «движущиеся фотографии» и использующиеся в то время для обозначения слова "кино", затем поворачивается к зрителю, снимает шляпу и кланяется.        Автор не известен. 

Первая четверть XX века

Произведения создаются в основном энтузиастами, которые вдохновлялись творениями своих иностранных коллег. Фильмы представляли собой короткие — от одной до пяти минут — анимационные ленты без звукового сопровождения, чаще это были экранизации старинных японских сказок. Аниматоры: Отэн Симокава, Дзюнъити Коти, Сэётаро Китаяма, Санаэ Ямамото.

30-40-е г.г.

Отражение в аниме политической и социальной обстановки в Японии.  Пропагандистские аниме, снятые по заказу военных.

Аниматоры: Эдзо Мицуё, Тэдзука, Митуё Сэо.

50-60-е г.г.

1956г. – первая киностудия.  Возникает специфический для аниме жанр - меха. Супергерои сменяются более очеловеченными персонажами. Аниматоры: Ринтаро, Дэдзаки Осаму, Сугии Гисабуро, Кавадзири Ёсиаки, Хата Масами, Сугино Акио.

сер 70-хг.

Зарождение субкультуры отаку. Первые поклонники аниме появлялись в других странах.

80-90-е г.г.

Время  высокобюджетных и экспериментальных произведений. Золотой век аниме сменился застоем.

Начало 21 века

Очередной период активного роста. Аниме стало повсеместно популярным за пределами Японии, вызвав развитие соответствующих субкультур во многих странах. Повышается общий уровень качества анимации. Аниматоры: Хаяо Миядзаки,  Сатоси Кон 

 

         Таким образом, за почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьёзные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.

 

Глава 2     Причины популярности  аниме и манга

2.1. Философия аниме и манга.

Вопросы бытия, жизни и смерти, добра и зла, влияния судьбы и прошлого на будущее, одиночества интересовали человека всегда. Люди пытались дать им определения, понять их значение, разрешить их, осознать свое предназначение. Многие сюжеты аниме  взяты из жизни и выстроены на общечеловеческих ценностях, философских идеях, которые интересны в любом возрасте, что делает эти фильмы популярными в разных аудиториях. Рассмотрим основные философские идеи, прослеживающиеся в аниме и манга.

Философская идея

Как прослеживается через сюжет, поступки героев

Добро и зло

Сформировалось на основе учения об Инь и Янь  (философия Древнего Китая). С помощью этого философского учения отображается двойственность человеческой натуры, возможность существования двух противоположных начал в одном теле. В героях живет сразу две души, вопрос ставится для этого существа такой: «Что же ты выберешь, добро или зло?». Так, Саске Учиха,  один из главных героев «Наруто», хотел любыми средствами отомстить брату за убийство своей семьи и  променял добро на зло, отдав за силу зла власть над собой. Узнав, что отомстил не тому человеку, он утратил цель в жизни, к которой всегда стремился, его жизнь превратилась в ад. Эта была расплата за зло, которое стало для него смыслом жизни.

Смерть

Смерть не обязательно зло, для кого-то она является избавлением от страданий: один из героев аниме «Альянс серокрылых» в конце жизни говорит: «Наконец-то я отдохну», другой: «Даже, если нас убьют, мы можем притвориться, что этого не было» или -   «Настоящая смерть – это привилегия для тех, кто ещё не родился. Однажды родившись, ты никогда не сможешь познать покоя в жизни».

Судьба

Буддийское влияние прослеживается в интерпретации судьбы, а точнее борьбы с ней, даже, если эта судьба предрешена богами, все равно нужно идти вперед, а не слепо следовать чьим-то указаниям и стечению обстоятельств. В аниме «Шаман Кинг» главный герой из неудачника превратился в короля шаманов благодаря силе духа, ежедневным тренировкам и поддержке друзей.

Дружба противополож-ностей

Есть два героя -  волк и козленок.  Их неестественная дружба является главной идеей, это ещё одно доказательство того, что в нашем безумном мире может существовать все что угодно, и даже волк может пожертвовать свою жизнь козленку, а козленок может не задумываясь кинуться навстречу смерти, только ради спасения своего друга. Какими бы мы не были разными, общий язык и интересы мы можем найти всегда.

Человек-Бог

С христианских позиций создатели аниме пытаются объяснить соотношение Человек - Бог, и разрешить вопрос: может ли человек быть творцом. Это видно по их отношению к различного вида киборгам и гомункулам: с одной стороны они отмечают греховную сущность этого создания, но с другой они возлагают ответственность за жизнь этого создания на человека. Возможно превращение человека в бога из-за обладания какой-либо силой. Ягами Лайт в «Тетради смерти» называл себя богом нового мира, так как стал вершителем судеб людей благодаря обладанию тетради, в которую можно внести имя человека и он умрет в течение 40 секунд.

Таким образом, в аниме заложены идеи, заимствованные из разных философских течений, что значительно повышает интерес к этому жанру японского искусства, так как дает возможность найти ответ на любой вопрос о смысле и сути человеческого бытия, истинных и ложных ценностях.

 

2.2. Особенности японской культуры, проявляющиеся в аниме

           Анимация Японии отличается от анимации других стран, в первую очередь, тем, что представляет собою развивающийся замкнутый культурный пласт, включающий в себя множество уникальных сюжетных и идейных символов, шаблонов, стереотипов и типажей. Что характеризует аниме как жанр японской культуры и делает его интересным для многих людей?

  1. Большая часть аниме создаётся с расчётом на конкретную целевую аудиторию.
  2. Особенности мировоззрения: намек, недосказанность становится законом искусства. Во многих произведениях остаются невысказанными самые главные мысли и это заставляет зрителя думать, размышлять и самому находить ответы на вопросы, поставленные автором.
  3. Особенность всего жизненного уклада японцев, это – графическое изображение. Все, что формирует культурное наследие японцев основано на особом восприятии японцами окружающего мира через символы, иероглифы, рисунки, что сделало жанр манга очень популярным.
  4. Позиционирование японской культуры позволяет изучить особенности восточной жизни, что всегда было интересным для европейцев.

 

2.3. Характеристика технических  приемов, используемых при создании                аниме

 

  1.  Использование после отрисовки компьютерной графики и трехмерного изображения.
  2. Прием «ключевых сцен» -  отдельные, значительные в визуальном смысле кадры прорисовываются с гораздо большей детализацией, чем общий поток видео.
  3. Лимитированная техника анимации. Главной задачей художников аниме является не оживление персонажей, а собственно рассказ истории. И для ее решения не пренебрегают использованием таких дешевых приёмов, как ограниченная подвижность героев, замирания, многократные повторы однажды сделанных анимационных сцен, резкие и лаконичные движения.
  4. Эволюция способов распространения аниме. Помимо традиционного показа сериалов по телевидению появилось отдельное направление сбыта, называемое OVA - анимация непосредственно для продажи на видео.

Таким образом,  феномен аниме или причины его популярности кроются во многом: от ориентации на широкую аудиторию и дешевизну изготовления в сравнении с диснеевскими фильмами до поднятия философских вопросов и ориентацию на воспитательный эффект тех, кому фильмы адресованы. Несмотря на некоторые слабые стороны аниме, связанные с техникой его изготовления, именно его незатратность дает возможность  реализоваться творческим замыслам молодым  аниматорам.

 

Глава 3 Варианты использования аниме  в воспитательно-образовательном    процессе

 

         Учитель или родители должны знать увлечения тех, кого обучают и воспитывают. Во-первых, это позволит им не утрачивать связь между поколениями, а, может быть, и поднимет рейтинг в глазах детей, подчеркнув значимость их увлечений. Во-вторых, результаты обучения и воспитания будут более эффективны, если за основу будет взят интерес ребенка. В-третьих, через совместное увлечение (или признание аниме ценностью для подростков) возможна созидательная деятельность, развитие детского самоуправления и создание условий для самореализации. В-четвертых, понимание культуры другого народа позволит интегрировать ценности, находить ответы на спорные вопросы. В-пятых, знание культуры другого народа просто расширит границы общей эрудиции как ребенка, так и взрослого. Предлагаем некоторые варианты использования увлечений аниме и манга в школе.

Звено воспитательно-образовательного процесса

Варианты  использования аниме

Уроки

  1. Сочинения об увлечениях.
  2. Эссе.
  3. Конкурсы творческих работ, проектов на уроках литературы, иностранного языка, обществознания.

Кружки, клубы

  1. Фан-клуб любителей аниме.
  2. Интернет-сообщество любителей аниме, переписка с другими сообществами.
  3. Изо-студия «Мангака».

Классные часы

  1. Неделя фанатов аниме и манга.
  2. День японских комиксов.
  3. День японской культуры.
  4. Викторины, конкурсы, кроссворды.

Предметные декады

  1. Декада истории и обществознания.
  2. Декада ИЗО.
  3. Декада МХК.

Научное общество школьников

  1. Выпуск газеты «Аниме».
  2. Выполнение исследовательских проектов.

 

Заключение

В чем же феномен аниме? Аниме – это жанр японской культуры, для которого характерно:

  1. Сочетание философских идей Запада и Востока.
  2. Использование различных религиозных концепций.
  3. Отражение различных фактов, как мировой, так и национальной истории.
  4. Попытка разрешить проблемы, которые грозят человечеству в будущем (например – экологические, глобальное потепление, истощение полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды).
  5. Попытка разрешить проблемы социальные, политические, построение новых политических теорий об идеальном государстве.

Аниме действительно является панацеей от про-американской серийной безвкусицы и полнометражных штампов. Первым и фундаментальным достоинством аниме является невиданный диапазон тем и поджанров этого искусства, рассчитанных на  широкую зрительскую аудиторию.

Литература

  1. Иванов Б.А. Введение в японскую анимацию. М., 2001.
  2. Сайт журнала "Япония сегодня" 
  3. http://animeresearch.com
  4. http://www.corneredangel.com/amwess

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Словарь

 

Аниме (['anʲɪmə, ənʲɪ'mɛ] ср., нескл., яп. アニメ (info) [anʲime], от англ. animation — анимация) — японская анимация. В отличие от анимации других стран, предназначаемой в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей.

 

Манга — японские комиксы, иногда называемые комикку (コミック) После Второй мировой войны манга стала главным способ самовыражения молодых японских художников. Благодаря своей дешевизне, комикс позволял коснуться любой темы, любого жанра, а благодаря универсальности и простоте принципов техники давал возможность проявить себя самым молодым и неопытным художникам. Молодежь рисовала то, что больше всего интересовало ее саму, а потому комиксы имели грандиозный успех! Считается, что первым привнести принципы комикса в анимацию догадался самый известный японский художник Осаму Тезука. В 1963 году он выпустил популярнейший телевизионный мультсериал "Астробой".
 

Меха — поджанр в научной фантастике, основным атрибутом которого являются огромные боевые человекоподобные машины, частные случаи шагохода, а также общее наименование самих этих машин. Название происходит от японского сленгового сокращения английского слова «механический».

 

Ота́ку (яп. おたく или オタク) — человек, который увлекается чем-либо. За пределами Японии, в том числе и в России, обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги. В японском языке это слово имеет следующую этимологию: о (お) (уважительный префикс) + таку (宅) (дом, жилище). Дословно означает «ваш дом». Впервые в качестве термина это слово появилось в цикле статей «Исследование „отаку“» (яп. 『おたく』の研究 Отаку но кэнкю:?) эссэиста Накамори Акио. Цикл публиковался в журнале «Манга бурикко» (яп. 漫画ブリッコ?) в период с июня по декабрь 1983 года, и в названии было использовано слово, которым, по наблюдениям Накамори, чаще всего называли друг друга представители субкультуры.

 

Ранобэ - «Лайт-но́вел», Light Novel (яп. ライトノベル Райто нобэру?), сокр. ラノベ (ранобэ) или ライノベ (райнобэ) — японские романы с иллюстрациями, основная целевая аудитория которых — подростки и молодёжь. Термин «Light Novel» произошёл от англ. light (лёгкий, упрощённый) и novel (роман), означает буквально «лёгкий роман» и является примером «васэй-эйго» — термина японского языка, составленного из английских слов.

 

Таймслот — в системах связи, где применяется множественный доступ с разделением по времени (TDMA) или временное уплотнение (мультиплексирование) (TDM) — единица разделения канала. Означает одно место в каждом суперкадре при мультиплексировании с разделением по времени. Как правило, в цифровой технике связи под тайм-слотом понимается канальный интервал, занимаемый одним каналом 64 кбит/с. Ввиду наличия разных скоростей передачи, протяженность одного тайм-слота во времени может сильно варьировать, неизменным остается лишь объем информации, который в нем умещается.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Викторина для  фанатов аниме

1. Когда Всемирный День Анимешника? (11 апреля)

2. Кто такие отаку? (аниме-фаны)

3. Кто такие ватаку? (анти-анимешники)

4. Когда аниме возникло как самостоятельное направление? (1958 год)

5. Что такое касплей? (моделирование аниме персонажей,сюжетов)

6. Из какого аниме братья Элларики? («Цельнометаллический алхимик»)

7. В каком аниме есть бог смерти Рюук? («Тетрадь Смерти»)

8. Кто такие добуцу? (миловидные пушистые зверушки)

9. Что такое дорама? (сериал или фильм,основанный на манга или аниме)

10. Кто такие камёко? (те,кто снимают касплееров)

11. Что такое кавай? (всё милое прелестное)

12. Что такое кон? (аниме фестиваль)

13. Кто такой мангака? (создатель манга)

14. Какое аниме заслужило в Берлине награду «Лучший фильм»? («Унесённые призраками)

15. В какой манга присутствует персонаж Ку Мун Рён? («Сокрушитель»)

16. Кто такие усагичими? (персы с заячьими хвостами и ушками)

17. Кто такие неки? (кавайные персонажи,добрые во всём,есть ушки и хвосты)

18. Кто такие синигами? (боги смерти)

19. Кого называют «богом аниме и манги»? (Осама Тэдзука)

20. Почему у персонажей аниме всегда большие глаза?  (для более полной передачи эмоций).


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Факты аниме:

  1. Слово «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году для серии своих гравюр. Означает оно «гротески», «странные (или весёлые) картинки», поэтому термин «манга» относится исключительно к японским комиксам.
  2. «Аниме» — японская анимация. Само слово «аниме» есть не что иное, как  японизированное сокращение от английского animation, причем сам термин появился сравнительно недавно. До этого использовалось выражение «манга-эйга» («кино-комикс») которое до сих пор используют любители аниме старшего поколения.
  3. Как известно, в Японии читают справа налево. Мангу справа налево читают во всем мире.
  4. Использовать большие глаза персонажей для передачи эмоций придумали вовсе не в Японии. Осаму Тэдзука, человек считающийся основателем традиций аниме, не отрицал тот факт, что заимствовал этот прием у Уолта Диснея. 
  5. Самый длинный аниме-сериал "Садзаэ-сан" начал выходить в 1969 году по мотивам манги Матико Хасэгавы и его показ не закончен до сих пор. Уже несколько поколений японцев выросли, наблюдая за приключениями Садзаэ и ее семьи.
  6. Считается, что первым аниме, которое увидели зрители СССР были «Летучий корабль призрак» и «Кот в сапогах».
  7. Самый знаменитый и титулованный в мире режиссер аниме — Хаяо Миядзаки.  Он также единственный режиссер аниме, который удостоился премии Оскар. На 62 фестивале в Венеции он получил «Золотого льва» за вклад в мировое киноискусство. 

СКАЧАТЬ...

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz