Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методический конструктор занятий внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Методическое пособие

 

Составители:

Аносова И.П.

Арлашева Л.В.

Байгулова О.В.

Вельтищева Н.И.

Голубенко З.В.

Крысова И.А.

Петякшева М.Г.

Полевцова Т.Н.

Харланова А.П.

Чувакова Л.А.

 

Введение

 

В деле обучения и воспитания,

во всем школьном деле ничего

нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

К.Д.Ушинский

 

В современных условиях воспитательно-образовательный процесс рассматривается как процесс управляемой, совместной, творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, который обеспечивает условия для развития и социальной адаптации обучающихся в системе урочно-внеурочных занятий. В педагогической практике иногда возникает ситуация, когда ребенок по каким-либо причинам не может быть успешным в освоении учебной деятельности либо осваивает ее медленнее сверстников. В этой связи педагогу необходимы дополнительные ресурсы, которыми можно было бы воспользоваться для формирования основных компонентов учебной деятельности. Значительным потенциалом для этого обладает внеурочная деятельность. Поэтому мы задумались над тем, как организовать в начальной школе единое (урочное и внеурочное) пространство. Для решения этой проблемы необходимо выстроить внеурочную жизнь ребенка в соответствии с общей структурой познавательной деятельности. С этой целью в нашем образовательном учреждении в рамках региональной экспериментальной площадки составлена программа «Малая академия наук».

Реализуя программу внеурочной деятельности «Малая академия наук», мы столкнулись с рядом проблем:

  1. Как  проектировать занятие внеурочной деятельности так, чтобы оно не дублировало классические формы уроков?
  2. Как через внеурочную деятельность продолжить формирование и развитие УУД?
  3. Как  интегрировать урочную и внеурочную деятельность?
  4. Как учитывать результаты?

Проведенное в августе 2011г.  анкетирование по вопросам организации внеурочной деятельности показало:

  1. 74% педагогов затруднялись при организации занятий внеурочной деятельности. Основные  затруднения: проектирование занятий с учетом требований ФГОС к внеурочной деятельности, стереотипы в проведении кружковой работы, акцент на знаниевый подход.
  2. Мотивация к организации и проведению внеурочной деятельности высокая у 34%, средняя –  у 29%, низкая – у  37% педагогов. Причины низкой мотивации: увеличение нагрузки педагога, нежелание  заниматься такой деятельностью, недостаточный опыт в решении вопросов такого характера.

Проблемы были озвучены на методическом объединении учителей начальных классов Старопестеревского образовательного округа, была создана творческая группа.

Цель работы группы: выработка методики проектирования занятия внеурочной деятельности в рамках программы «Малая академия наук».

Задачи:

  1. Изучить методическую литературу, ресурсы Интернет по вопросу проектирования занятий внеурочной деятельности.
  2. Собрать банк педагогических приемов, учебных ситуаций, примеров рефлексии  для возможного вариативного использования на всех этапах занятия.
  3. Составить для педагога конструктор занятия внеурочной деятельности.
  4. Разработать сценарии занятий с использованием методического конструктора.

Актуальность работы определена выявленными трудностями педагогов, необходимостью организации и ведения внеурочной деятельности,  необходимостью технологизировать процесс подготовки к занятиям  с целью рационального распределения времени педагогов и повышения результативности проводимых занятий.

Новизна заключается в компиляции педагогического опыта, собранного из разных источников в соответствии с жанром предлагаемой работы. Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании занятия внеурочной деятельности и существенно обогащает методическую копилку учителя.

       Практическая значимость: конструктор  повышает результативность проектирования занятий учителем,  даже если все методические приемы известны учителю, без конструктора трудно удержать их в памяти; с конструктором разнообразные занятия внеурочной деятельности  можно готовить довольно быстро. Педагогический конструктор в руках каждого учителя будет «дышать» по-своему и изменяться, как живое существо. Если какие-то приемы окажутся ненужными – их можно просто исключить из таблицы. А возможно, появятся свои, фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор. Мы предлагаем лишь его форму и  некоторые  методические приемы.

       При написании работы использовались  научные труды Кузбасский ученых:  материалы учебно-методических пособий по организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 3-х частях, выпущенного  в КРИПК и ПРО  под общей редакцией  Н.Э.Касаткиной, Е.Л.Рудневой,.  работа Т. С Паниной,   Л. Н. Вавилова  «Современные способы активизации обучения»,  монографии по современному уроку и педагогическим технологиям, ресурсы Интернета.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Методический конструктор

       Творческая мастерская у каждого учителя своя. Каждый обладает большим разнообразием методических приемов и, возможно, уже сделал попытку их  структурирования. Нам хотелось бы поделиться своим опытом работы в данном направлении, за основу которой взята продуктивная, на наш взгляд, педагогическая идея «Методический конструктор», применяемая как эффективное средство для «сборки» занятий внеурочной деятельности. Любой из основных этапов  занятия внеурочной деятельности может быть реализован разными  методическими приемами или их комбинацией. То есть приемы, по сути, и есть элементы нашего  конструктора.

      Конструктор представлен таблицей. В первой вертикальной графе - основные этапы занятия: разминка, основное занятие, рефлексия. Справа (горизонтальная строка) – названия технологий, методов, приемов, возможных  для реализации на каждом этапе.  Методические формы ориентированы на следующие технологии: ТРКМ (технология развития критического мышления на основе чтения и письма), ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетенции), проблемного обучения, групповые и игровые.

       Предлагаем алгоритм деятельности по применению техники “Методический конструктор”:

       1.Обязательное обозначение основных этапов занятия в соответствии с программой.   По программе «Малая академия наук» каждое занятие состоит из трёх частей:

  1. Разминка:
  2. игры или тренинги на развитие памяти, внимания, воображения, речи, мышления.

-            упражнения, способствующие активизации учащихся, созданию непринуждённой, доброжелательной атмосферы, повышению сплочённости.

-            задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции;

-             задания на развитие умения увидеть проблему.

Цель: формирование мотивации  обучающихся,  активизация мыслительной деятельности при решении проблемных ситуаций.

  1. Основное занятие. Эта часть включает в себя игры, викторины,  исследования, решение поставленной задачи в группах, презентации работы, опыты, практикумы, анализы ситуаций, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.  Смена видов деятельности сопровождается  физминуткой.
  2.   Рефлексия.
  3. : формирование аналитических умений и рефлексивной культуры младших школьников, объективной само-и-взаимооценки.

2.Изучение разных методических приемов и их комбинаций.

3.Подбор приемов в “ Методическом конструкторе” для каждого этапа занятия.

4. Проектирование сценария занятия на основе методического конструктора.  Анализ  сценарий с точки зрения системно-деятельностного подхода.

5. Оценка КПД занятия, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.

       Предлагаемый конструктор содержит следующие разделы:

Таблица-конструктор –  описание основных этапов-модулей занятия и набор педагогических приемов и техник, которые позволят организовать деятельность обучающихся. Представленная таблица педагогических приемов и техник динамична, т.е. может наполняться каждым педагогом своими авторскими приемами или авторскими подходами к организации  деятельности  младших школьников на разных этапах занятия. Приемы и техники – описание всех перечисленных в таблице приемов.  Практика – раздел, который содержит разработки сценариев занятий  с применением конструктора.

Таким образом, для  проектирования сценария занятия внеурочной деятельности можно использовать любые приемы и техники с учетом планируемых целей и задач, УУД, выбранной формы проведения, аудитории школьников.

СКАЧАТЬ..

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz