Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников

обще-интеллектуального направления

 

Программа рассмотрена  и утверждена на ПС, протокол №1 от 30.09.2010г.,

рекомендована к использованию   в 2010-2011 уч.г. в 1-х классах

                                                                                            Составители:

Аносова И.П.

Забуга Р.В.

Козлова Н.И.

Крысова И.А.

Петякшева М.Г.

Толкачева И.В.

Тятюшкина Т.Х.

Харланова А.П.

Чувакова Л.А.

 

Пояснительная записка

нать – мало.

 Научите

ребенка   мыслить!

 

           Актуальность рабочей программы «Малая академия наук» определена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО, предусматривающего организацию внеурочной деятельности младших школьников. Внеурочная деятельность  организуется по  нескольким  приоритетным направлениям. Одно их них -  обще-интеллектуальное,  которое в условиях современной школы приобретает доминирующее значение, так как способствует  удовлетворению актуальных и перспективных потребностей развития  как личности, так  и  всего общества.

      Обще-интеллектуальные умения -  один из показателей умственного развития человека, фактор повышения качества знаний школьников, развития их познавательной самостоятельности, активности и общих умственных способностей. Наиболее благоприятный период для развития обще-интеллектуальных способностей – младший школьный возраст, так как именно в  этот период этот процесс отличается наибольшей интенсивностью. В данный период происходит развитие  всех психических процессов и осознание ребенком  собственных изменений. 

            Научить ребенка  активно исследовать познаваемое явление, находить разные варианты решения поставленной задачи, проявлять самостоятельность и критичность мышления, осуществлять самоконтроль деятельности, то есть сделать его субъектом собственной организации знаний, возможно при условии стимулирования внутренних сил младших школьников, организации  внеурочной деятельности так, чтобы востребовались самостоятельность мысли и действий

     

   Цель программы: формирование устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности (УУД), качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения  поставленных задач.
 

  Задачи программы:

  1. Развивать способности к  мыслительным  операциями – анализу, синтезу,  сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию.
  2. Развивать такие качественные характеристики  мышления как глубина, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность.
  3. Обучить способам  самостоятельной организации учебной деятельности – мотивация, планирование, самоконтроль, рефлексия при выполнении исследовательских и проектных работ.
  4. Способствовать расширению кругозора.
  5. Обучать младших школьников работе с различными источниками информации.
  6. Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность  младших школьников через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия.
  7. Создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде  во взаимодействии с другими людьми.

         При разработке программы «Малая академия наук» учитывались ориентиры основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Старопестеревская сош»: начальная школа - особый этап в жизни ребенка, который связан с :

  •  изменением ведущего вида деятельности
  • освоением новой социальной позиции
  • принятием новой социальной роли ученика
  •  изменением самооценки ребенка
  •  моральным развитием младшего школьника, которое связано с сотрудничеством со взрослыми и сверстниками, межличностными отношениями
  •  со становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитывались также характерные для младшего школьного  возраста психологические новообразования (словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, знаково-символическое мышление), развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающихся, направленной на овладение учебной деятельностью.

Внеурочная деятельность младших школьников непосредственно связана с учебной деятельностью, так как основана на системно-деятельностном подходе, формировании и развитии универсальных учебных действий,  учете индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.  Внеурочная деятельность в соответствии с программой «Малая академия наук» продолжает линии предметного содержания и опирается на требования к уровню подготовки  по разным учебным предметам, определенным в Стандарте НОО. Вместе с тем программа предусматривает  вариативные формы организации внеурочной деятельности, выполнение исследовательских и проектных работ, проведение занятий вне школьных аудиторий с использованием возможностей  как ОУ, так и социума – школьной  и сельской библиотек, школьного музея, СДК «Горняк».

 

Особенности реализации программы

      Структура программы: 

1. Программа состоит из 8 блоков,  5 из которых – предметные кафедры. Реализация программы   предполагает проведение часов,  как отдельными блоками, так и  чередуя содержательные линии.

2. Продолжительность занятий по предметным блокам -  10 часов.

3. Итоговые занятия проводятся в форме парада наук и интеллектуального марафона.

4. Интеграция предметных знаний  осуществляется через выполнение проектов.

 

     Структура занятий:

  1. Разминка: игры или тренинги на развитие памяти, внимания, воображения, речи, мышления. (Приложение 1)
  2. Основное занятие: игра, викторина,  исследование, решение поставленной задачи в группах, презентация работы. (Приложение 2) Смена видов деятельности сопровождается  физминуткой.  (Приложение 3)
  3. Рефлексия. (Приложение 4)

          

    Принципы  организация занятий в системе интеллектуального развития:

1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель  подбирает и составляет упражнения, в процессе выполнения которых у учащихся вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.

2.  Принцип действенного подхода к обучению  заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.

3.    Принцип  обоснованного ответа.     Формируются задания таким образом, что школьники оказываются поставленными  перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы.

4.   Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся

Методы:  проблемного бучения, частично-поисковый, исследовательский.

Применяемые технологии:  технология развития критического мышления через чтение и письмо, игровые, групповые, метод проектов.

Формы занятий:

  • творческие лаборатории
  • экскурсии
  • виртуальные путешествия
  • интеллектуальные марафоны
  • ученый совет
  • ролевая игра
  • «вертушки»
  • устный журнал
  • практическая работа
  • мини-исследования

         Режим проведения занятий:

  1. Учитывая, что обучающиеся подвозятся из разных территорий, все занятия по внеурочной деятельности проводятся через 60 минут  после окончания учебных занятий, обеда и организованной прогулки на улице (динамическая пауза).
  2. К проведению занятий привлекаются педагоги ОУ, разработавшие программы в соответствии  с приложением к УП и ООП НОО  по внеурочной деятельности.
  3. Максимальное количество часов на внеурочную деятельность – 10 часов в неделю. Продолжительность в день – 2 часа.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеучебной (внеурочной) деятельности

      В результате освоения содержания программы обучающиеся получают возможность развить обще-учебные умения и навыки, освоить способы деятельности, научиться мыслить критически, находить вариативные пути решения поставленных учебных задач.  Сочетание урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе реализации программы «Малая академия наук»  позволит  получить следующие личностные, метапредметные и предметные результаты воспитания младших школьников:

  1. Личностные результаты отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к окружающему миру, личностные качества. Личностные результаты обучающегося фиксируются учителем в его портфолио. Портфолио в рамках программы «Малая академия наук» включает творческие работы ребенка – рефераты, проекты, рисунки, презентации, сочинения; различные награды, полученные за успехи во внеурочной деятельности (дипломы, похвальные грамоты, благодарности). Различные диагностики, анкеты и наблюдения за ребенком позволят отследить динамику обще-интеллектуального развития.
  2. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов и продолжения их линий в содержании предметных кафедр, поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.  Отслеживание результативности достижений обучающихся предполагает проведение мониторинга, участие в интеллектуальных конкурсах «ЭМУ».
  3. Метапредметные результаты раскрываются через умения и универсальные учебные действия. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, проектирование.

 

Формы представления результатов:

  • устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению затруднений;
  • портфолио;
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

 

1. Соответствие полученного результата поставленной учебной задаче:

  •  «удержание» цели деятельности в ходе решения учебной задачи;
  •  выбор и использование целесообразных способов действий;
  •  определение рациональности (нерациональности) способа действия.

2. Планирование, контроль и оценка учебных действий. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии:

  •  составление плана пересказа учебно-познавательного текста;
  •  контроль (самоконтроль) процесса и результата выполнения задания; нахождение ошибок в работе (в том числе собственной);
  •  адекватная самооценка выполненной работы;
  •  восстановление нарушенной последовательности учебных действий.

3. Использование знаково-символических средств представления информации:

  •  чтение схем, таблиц, диаграмм;
  •  представление информации в схематическом виде.

4. Овладение логическими действиями и умственными операциями:

  •  выделение признака для группировки объектов, определение существенного признака, лежащего в основе классификации;
  •  установление причинно-следственных связей;
  •  сравнение, сопоставление, анализ, обобщение представленной информации;
  •  использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики объектов окружающего мира.

5. Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:

  •  составление текста-рассуждения;
  •  выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
  •  использование обобщающих слов и понятий.

6. Смысловое чтение:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • составление текстов в устной и письменной формах.

7. Различные способы поиска и использования информации:

  • поиск значения слова по справочнику;
  • определение правильного написания слова;
  • «чтение» информации, представленной разными способами.

В результате освоения программы «Малая академия наук» будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

Личностные и регулятивные универсальные учебные действия

УУД

Проявление

Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной и внеурочной деятельности

  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
  •  оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
  •  применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно», «ложно», «истинно», «существенно», «не существенно»);
  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
  • анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
  • оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

 

 

 

 

Познавательные универсальные учебные  действия

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира

  • различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
  • выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
  • анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
  • применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
  • презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде

 

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции:

 

сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;

  • выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
  • классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
  • приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
  • устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
  • выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

 

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;
  • выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
  • выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
  • преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
  • моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
  • исследовать собственные нестандартные способы решения;
  • преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом

  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
  • сравнивать разные виды текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный);  различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
  • анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
  • составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • различать особенности диалогической и монологической речи;
  • описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
  • характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
  • характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
  • выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
  • составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
  • писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

 

 

    Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия  позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса на первой ступени обучения  и создаст предпосылки к дальнейшему самообразованию школьников.

Подведение итогов: проведение  интеллектуальных игр, персональных выставок, конкурса проектов, круглого стола «Мой портфолио».

СКАЧАТЬ...

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz