Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

«Я-гражданин России»

Цель:

·         в ходе викторины вспомнить известные учащимся понятия изученной темы, статьи Конституции РФ, положения избирательного права,

·         способствовать воспитанию чувства гражданственности, сопричастности к истории страны.

Оборудование: мультимедиапроектор, флаг РФ, музыкальное сопровождение.

Подготовка викторины:

Учащиеся делятся на две команды; на подготовку ответа на вопрос дается 15-20 секунд. Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов. Вопросы задаются командам по очереди. Побеждает команда, набравшая большее число баллов.

До викторины учащиеся получают задание: принять участие в конкурсе творческих работ, посвященных выборам и знанию избирательного законодательства (рисунки, стихи, плакаты и т. д.).

Примечание: Викторина построена по принципу устного журнала и состоит из нескольких страниц. Каждая страница имеет своё название и несёт определённую смысловую нагрузку. Весь ход викторины сопровождается показом слайдов, которые иллюстрируют содержание вопросов и ответов.

Ход викторины

Слово учителя: Вы, ребята, будущие избиратели. Это вы будете в недалеком будущем избирать представителей и избираться сами в наши федеральные и местные органы власти. Это от вашей политической грамотности, вашего выбора во многом будет зависеть судьба нашей страны. Сегодня вам предлагается проверить свои знания по вопросам избирательного права и знанию истории демократии в нашей стране.

Презентация  Высвечивается слайд  со словами Бернарда Шоу “Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели”

Высвечивается на экране тема викторины “Я – гражданин России” (Слайд 5)

Учитель: В 2006 году исполнилось 100 лет со дня начала работы первой Думы в России – представительного органа власти. Первая страница нашей викторины называется “Былое и Думы”.

Страница 1: “Былое и Думы” (Слайд 6)

Вопрос 1: Объясните происхождение самого употребляемого слова в предвыборной кампании - “кандидат”. (Слайд 7)

Кандидат, кандидатура (от лат. candidatus, буквально — одетый в белое),1) лицо, выдвинутое на государственный или общественный пост (К. в президенты, К. в депутаты и т.п.) или на какую-либо должность.

Учитель: Первые выбранные органы местного самоуправления появились в России после реформ 1864 года: земства, городские думы.

На экране высвечиваются две фотографии начала XX века. (Слайд 8)

Под ними подписи: “ Гласные столичной Думы во время перерыва” и “Гласные Петербургской Думы на передовой.1916 г”.

Вопрос 2: А кто такие “гласные”?

Учитель: С 1906 по 1917 год в России работало четыре Думы.

Вопрос 3: (Слайд 9) Какая фамилия в списке Председателей первых Дум лишняя?

Высвечиваются на экране фамилии: С.А.Муромцев, Ф.А.Головин, Н.А.Хомяков, А.И.Гучков, А.Ф.Керенский, М.В.Родзянко.

Вопрос 4: Какой был способ голосования в  Первой Российской Думе? (поднятие руки, вставание, тайное голосование)

Вопрос для болельщиков: (за каждый ответ 1 балл)

  1. Родина демократии – Древняя Греция. А какие способы голосования из истории вам известны?
  2.  У халифов он был жёлтым, у албанцев без клюва и когтей, у их российского “собрата” они есть. О чём или о ком речь? (орёл)
  3. Это произведение  Александрова исполняется гораздо чаще остальных его творений вместе взятых.

Страница 2 “ Страница будущего избирателя”

(высвечивается название страницы и цитата)

“Неосведомлённость одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех” Джон Кеннеди.)

1 тур - разминка.

Учитель даёт определение понятия или задаёт вопрос. Учащиеся отвечают на вопрос или называют понятие. Которая команда раньше поднимет руку,  та и получает право ответа.

Количество баллов=количеству правильных ответов.

 

1.Правило, установленное государством, и обязательное для исполнения  всеми. (закон)

2. Основной закон страны. (конституция)

3.Верховнество государственной власти внутри страны и независимость в международных делах (суверенитет)

4.Политко-правовая связь лица и государства, которая выражается во взаимности их прав и обязанностей. (гражданство)

5.Тип политического режима, основанный на признании народа в качестве источника власти. (демократия)

6.Государство демократического типа, основными признаками которого являются:

верховенство закона, разделение властей, свобода слова, гарантии прав граждан. (правовое государство)

7.Когда принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993)

8.Кто был президентом страны в это время? (Ельцин)

9.Вступление к Конституции. (преамбула)

10.Сколько глав в Конституции? (9 глав)

11.Высший представительный орган власти в любом государстве? (парламент)

12. Как называется парламент в нашей стране? (федеральное собрание)

 

Подведем первые итоги

Вопросы викторины

Вопрос : Понятие “одномандатный округ” характерно для какой избирательной системы: мажоритарной, пропорциональной, прямого делегирования или многопартийной? (Слайд 20)

Вопрос : При подготовке выборов главы местного самоуправления в списки избирателей было внесено 25000 фамилий. При подсчёте голосов оказалось, что на выборы явилось и проголосовало только 5000 человек. Считаются ли выборы состоявшимися?

Вопрос: Какую из названных должностей не выбирают всенародным голосованием? (Слайд 26)

  • Президента,
  • депутата Думы,
  • Председателя Правительства,

Вопрос: (Слайд) В день выборов в Государственную Думу гражданин Сидоров находился под административным арестом в районном ОВД. Имел ли он право участвовать в голосовании?

Вопрос: Кто в России был первым всенародно избранным президентом?

(На слайде имена и портреты:А.Ф.Керенский, М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцын, В.В.Путин ) (Слайд)

Вопрос:

Один рабочий день Президента: (Слайд)

  • подписывает распоряжение об отставки правительства,
  • вносит законопроект на рассмотрение Думы,
  • снимает с должности директора коммерческого банка,
  • подписывает указ об отставке председателя Конституционного суда,
  • назначает Генерального прокурора.

Что здесь ошибка? Какими вопросами Президент не занимается?

Вопрос: (Слайд )  Гражданин Х 1935 года рождения решил выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента России на выборах 2008 года.

Может ли Центризбирком отказать в регистрации данному кандидату по причине его преклонного возраста?

Вопрос: В каких случаях закон подлежит повторному рассмотрению в Государственной Думе? (Если отклонён Президентом или Советом Федерации) – ст. 105.

Вопрос: Может ли закон быть принят, если Президент с ним не согласен?

(может. Если при повторном рассмотрении одобрен 2/3 голосов от общего числа СФ и ГД). –ст. 107.

Вопрос:  В каких случаях Президент может распустить ГД?

(После трёхкратного отклонения Государственной Думой  представленных  Президентом кандидатур Председателя Правительства  Президент назначает главу Правительства и распускает ГД.) –ст 111.

И ст. 117.- Если ГД  в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие правительству РФ, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке правительства или о роспуске ГД.).

Вопрос: Как назначается Глава Правительства?  (ст. 111.  Назначается Президентом с согласия ГД.

 

Вопросы первой команде:   Согласны ли вы,

1.что в Конституции РФ записано: «Государственным языком на всей её территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.»     (Да, ст. 6 8 Конституции РФ)

 

2.На территории РФ допускается установление  таможенных границ, пошлин, сборов между субъектами.   (нет, ст.74 Конституции РФ.)

3.В составе РФ есть Алтайская область. (нет, ст .65 ).

 

Вопросы второй команде: Согласны ли вы,  что:  

1.Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

(да, ст 67)

2. Законы, принимаемые в субъектах федерации, для этих субъектов имеют высшую юридическую силу по сравнению с федеральными законами.  

(нет).

3. В составе РФ есть Камчатский край. (да, ст.65 ).

 

 

Итоговая игра

Кто быстрее поднимет сигнальную карточку- получает право ответа

(по 1 баллу).

 

1. На какой срок избирается Президент РФ?

2. Во сколько лет можно стать Президентом РФ?

3. Какую власть осуществляет Правительство РФ?

4. Какого возраста нужно достигнуть гражданину РФ, чтобы можно было стать судьёй?

5. Сколько лет должно исполниться гражданину РФ, чтобы он мог стать депутатом Государственной Думы?

6. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ?

7. Что по Конституции является высшей ценностью?

8. Из скольких судей состоит Конституционный Суд РФ?.

9. В каком году в России была принята первая Конституция?

10. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности?

 

Страница  “Мы в ответе за будущее (Слайд)

Учитель:

(Слайд  “Покажите мне вашу молодёжь, и я скажу ваше будущее” ( Абу Насир Аль – Фараби) . Свою политическую активность каждый из вас показал готовясь к сегодняшней викторине.

Чтец:

Когда придет в Россию человек,
Который бы не обманул России?
В правительстве такого чина нет,
Но, может быть… когда – нибудь впервые…

…НЕ хлеба – человека недород
В России, переставшей ждать мессию.
Когда придет в Россию тот народ
Который бы не обманул Россию?

Учитель: Завершить викторину я хочу словами в которых, мне кажется, заложен глубочайший смысл.

( Слайд 43 презентации) : “ Мир может спасти только один человек и этот человек – ТЫ.” А.Адамович.

 

 Литература:

  1. Абросимова Е. “Дума или говорильня” // “Родина” №4 1996 г.
  2. Боголюбов Л.Н.Человек и общество.Учеб.для учащихся.Ч.2.11кл.-2-еизд.-М.:Просвещение,2003.
  3. “Все -на выборы!” Никитин.// “Родина” №6 1996 г.
  4. Вешняков А.А. “Мы в ответе за будущее” // “Журнал о выборах” №2 2005 г.
  5. “Гласный столичной Думы” Ч.Сымонович// “Родина” № 6 1997 г.
  6. Избирательный кодекс Амурской области. Изб.комиссия Амурской области 2004 г.
  7. Конституция РФ. Москва, “Проспект” 1997 г.
  8. Федеральный закон о выборах Президента РФ. Москва, Центральная избирательная комиссия РФ, 2003г.
  9. Энциклопедия для детей. Том5, часть 3.Москва “Аванта+”,1995 г.

 Для оформления слайдов использовались рисунки и фотографии журналов:

  1. “Российская Федерация” №9, №18- 2004г , №4, №5 2005 г.
  2. “Журнал о выборах” №№ 2,4,5-2005 г.

СКАЧАТЬ

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz