Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Петякшева Марина Геннадьевна |
|
КАК ПОДВЕСТИ ИТОГИ. ТЕХНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В АУДИТОРИИ
Интерактивное обучение предполагает обязательную обратную связь с обучающимися, учет их запросов по поводу содержания, способов совместной познавательной деятельности и характера атмосферы взаимодействия. В практической психологии и педагогике в последнее время накоплен большой арсенал техник получения обратной связи. Что же такое обратная связь? Воздействие преподавателя на слушателей, его указания, адресованная им информация — это прямая связь. Аудитория слушает, воспринимает слова педагога и перерабатывает их в своем сознании. Внешне эти процессы напрямую не проявляются. Однако реакция на речь и действия преподавателя проявляется в мимике, позе, жестикуляции, вопросах, ответах и каких-либо изменениях в поведении обучающихся. И если преподаватель замечает эти сигналы и правильно оценивает причины их возникновения, то появляется возможность скорректировать свою речь и поведение. Таким образом, обратная связь — это продукт анализа, рефлексии и наблюдения, получаемый преподавателем от себя и от партнеров по совместной деятельности. Обратная связь представляет собой форму межличностного взаимодействия, наши поведенческие и эмоциональные реакции [37]. Результаты обратной связи используются и самими обучающимися для оценки совместной деятельности, полученных результатов. Чем лучше преподаватель и обучающиеся умеют корректировать свое поведение и речь, используя обратную связь, тем выше будут результаты обучающих взаимодействий. Необходимость получения и применения обратной связи появляется при: планировании и анализе; проработке идеи и проектировании деятельности; продумывании содержания деятельности на предстоящий период;
корректировке деятельности, отдельных действий, состояний, суждений;
- взаимодействии, взаимовосприятии. Актуальность и значимость обратной связи определяются целью и особенностями протекания деятельности: реализуются ли поставленные задачи, в том ли направлении идет работа, насколько продуктивно усваивается материал, как он понимается, благополучна ли атмосфера на занятиях и т. п. Динамическое протекание обратной связи происходит в различных видах (см. схему 2). Текущая обратная связь, осуществляемая по ходу занятий, активизирует внимание к основным элементам осуществляемой деятельности, ее направленности, выявлению актуальных проблем, противоречий, используемым средствам — и на основе этого появляется возможность откорректировать и продолжить предметную деятельность. Итоговая обратная связь завершает логически или тематически замкнутый период деятельности. Она отличается от текущейувеличенным объемом содержания, большей степенью определенности и заданности со стороны преподавателя или самого обучающегося, обеспечивающего обратную связь. Итоговой обратной связи может быть посвящено целевое занятие. Мы получаем или передаем обратную связь прямо либо косвенно (завуалированно). Прямая (конкретная) обратная связь имеет четкого, известного адресата. Им могут быть определенный человек, ситуация, объекты, действия, способы деятельности, структура или система, мысли, эмоционально-чувственные реакции и др. Этот вид обратной связи наиболее эффективен при индивидуальной и парной работе. При получении обратной связи у некоторых людей возникает внутреннее сопротивление, начинают действовать защитные механизмы. Это свидетельствует о том, что разум еще не готов принять изменение. Люди с трудом расстаются со своими стереотипами, принципами, ценностями, установками, несмотря на то, что они не помогают им конструктивно мыслить, действовать и общаться. В такой ситуации следует использовать косвенную (опосредованную, завуалированную) обратную связь: сказки, истории, мифы, басни, афоризмы, притчи и др. Они открывают доступ к фантазии, интуиции человека, его ассоциациям, аналогиям; он учится мыслить в образах и метафорах данной ситуации или проблемы. Кроме того, они помогают снять напряжение: атмосфера становится психологически благоприятной, в отношениях между слушателями появляется непринужденность, приветливость и доверительность, пробуждается творчество. Обратная связь в косвенной, опосредованной форме становится как бы посредником. Выражая свои мысли, свое понимание и ощущение обратной связи, человек выдает информацию, которую ему было бы трудно сообщить без этого посредника либо даже просто сформулировать. Благодаря сказке, истории, анекдоту можно в щадящей форме передать то, на что человек в прямом разговоре реагировал бы иначе (возможно, проявлял агрессию, отрицал или же игнорировал, отмалчивался). При этом устраняются эмоциональные преграды, исчезает неприятие чужого образа мыслей и чувств. Приходит понимание: узнав иной способ мыслить, можно многое позаимствовать для себя. При получении обратной связи важно соблюдать ряд условий : безоценочно принимать любые мнения, точки зрения, идеи; внимательно выслушивать каждого; позитивно подкреплять любые суждения или невербальные реакции; проверять понимание и уточнять непонятные моменты и детали; выражать благодарность за искренние, объективные оценки и суждения, за открытость; воспринимать ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное; независимость участников в принятии или отторжении обратной связи; возможность самостоятельно корректировать и контролировать собственное продвижение, изменение; поддержка всех эмоциональных реакций и проявлений, способствующих проявлению индивидуальностей участников группы; обязательно использовать информацию, полученную в результате обратной связи, реагировать на нее; стимулировать стремление к новым знаниям, интерес к опыту других, к успешности каждого. Формы и методы получения обратной связи могут быть различными: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение, ролевое проживание происходящих в человеке изменений (уровень познания, смыслов деятельности, самореализации или повторяющейся деятельности по заданному образцу, самочувствия, личной активности или пассивности и др.). Формы и характеристики обратной связи представлены на схеме 3. Нужно время, прежде чем слушатели смогут сделать тот или иной вывод из полученной обратной связи. Обратная связь — это по своей сути модель, помогающая учиться. Она дает возможность по-разному интерпретировать содержание знаний, событий, деятельности, сопоставить это содержание с собственным знанием, ситуацией, поведением, ощущением. Обратная связь предлагает различные варианты действий. Знакомство с обратной связью помогает расширить собственный репертуар понятий, принципов, ценностей, способов деятельности. Она вызывает новое переживание, изменение позиций. На привычные, известные ситуации можно посмотреть под другим углом зрения. Она позволяет приблизить содержание информации к внутреннему «Я» человека и облегчает идентификацию с ним. Человек может сравнить свои мысли и переживания с тем, о чем рассказывается «здесь и сейчас», и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственным психическим структурам. Обратную связь можно уподобить зеркалу, отражение которого побуждает к размышлению. При получении обратной связи важно соблюсти принцип постепенности включения в этот процесс обучающихся. На начальном этапе занятий предлагаются схематические формы обратной связи: требуется отметить в баллах (либо в процентах, либо поставить «+» или «-») свое состояние или участие в деятельности. Затем — обобщенные формы (выбрать рисунок, схему, какое-либо умозаключение). И только при условии психологической безопасности человек начнет давать обратную связь в форме «Я— высказывания». Обратная связь осуществляется на протяжении всего занятия: вначале, в течение и на завершающем этапе. В конце дня она обычно длится 10—15 мин. В зависимости от целей и специфики деятельности, а также особенностей слушателей (взрослых обучающихся) предлагаются разные вопросы, формы и методы обратной связи. На следующий день проводится обзор мнений либо вывешивается обобщенная схема (график, диаграмма, таблица или др.) по работе группы в целом, отмечаются удачи, связи, закономерности, открытия, сделанные участниками, систематизируются знания, умения, поддерживается позитивный настрой группы. В результате получения обратной связи происходят внешние (конкретизация целей и планирования своей деятельности, логичность рассуждений, самостоятельно сконструированное понятие, теоретическая модель, четко формулируются проблемы или найденные противоречия и осознанные способы их решения и др.) и внутренние изменения (критичность и гибкость мышления, открытая познавательная позиция, богатое и адекватное проявление эмоций и чувств, устойчивая самооценка, расширение диапазона коммуникаций и др.). Обратная связь способствует эффективному общению: можно расшифровать успешность — неуспешность какого-либо действия, вскрыть свои психологические защиты, декодировать причины конфликта, негативных эмоциональных реакций; штампы, блокирующие понимание, механизмы вовлечения в коммуникацию. Обратная связь позволяет осознать свою индивидуальность, уникальность, приоритеты и ценности. При проведении продолжительных курсов для взрослых преподавателю необходимо разнообразить способы получения обратной связи. Надеемся, что описанные ниже техники получения обратной связи пополнят методическую копилку педагогов, работающих в системе дополнительного профессионального образования (техники отрабатывались в СПК работников образования). Виды и методы получения обратной связи 1. Графическая График Цель: определение «проживания» каждого дня, динамики конкретных состояний участников; выяснение степени включенности в деятельность, уровня усвоения материала. Инструкция: в конце каждого дня занятий участникам предлагается оценить степень своей усталости, активности, интереса по уровням: низкий (н), средний (с), высокий (в). Затем преподаватель обрабатывает полученные данные и по среднему показателю вычерчивает график, который на следующий день предъявляется слушателям. Каждый автономно сравнивает свое состояние (по данным критериям) с общей картиной в группе. Примечания: уровень или степень выраженности может указываться в процентах, баллах или других характеристиках (например, практический, знаниевый, ознакомительный, мотивацион-ный уровень и др.). Параметры определяются темой, целью и содержанием занятия. Шкалирование Цель: выяснение установок, позиций в группе по вопросу или проблеме; выявление предпочитаемой точки зрения на какой-либо вопрос; определение эмоционального фона; выявление значимости получаемых ЗУНов; определение способов общения; выявление направленности деятельности.
Инструкция: участникам предлагается отметить на данной шкале свое мнение по определенному вопросу, например: «Необходима ли отметка при обучении ребенка?».
Инструкция: участникам предлагается отметить точкой на каждой шкале степень выраженности для себя по обозначенным критериям. Примечания: шкала может быть общей на большом плакате, и каждый ставит на ней свою точку. Шкалы могут быть у каждого свои. Затем они вывешиваются на всеобщее обозрение, после чего определяется доминирующая позиция по заданному вопросу. При шкалировании в противостоящих полюсах могут располагаться эмоционально-чувственные состояния, смысловые критерии, стили или способы общения, характеристики самооценки, волевые качества, установки, ценностные позиции, суждения и др. «Лестница» Цель: определение значимости решаемых задач; определение ценностных оснований; выяснение приоритетов деятельности, профессии.
Инструкция: участникам предлагается разместить на данной «лестнице» какие-либо понятия, например: «Воспитание», «Обучение», «Знание», «Развитие», «Отметка». Примечания: «Лестница» может быть как индивидуальной, так и общегрупповой. Списки понятий могут предлагаться как преподавателем, так и участниками занятий. Областями явлений могут быть: воспитание, обучение, учение, методы и способы деятельности, педагогического воздействия, личностные и профессиональные качества. Векторная «Эллипс» Цель: выявление направленности личности во взаимодействиях; определение уровня притязаний; выяснение уровня освоения материла; выявление индивидуальных особенностей мышления и чувствования при восприятии информации.
Инструкция: оцените степень вашей удовлетворенности собой, коллективом и общей деятельностью, поставив соответствующие точки по 10-балльной шкале на трех разнонаправленных осях. Примечания: анализируется соотношение между тремя различными оценками и общей степенью удовлетворенности, ее рост или снижение. Векторы могут обозначать различные направленности личности (мотивы, цели и установки, перспективы), уровни притязаний (высокий, средний, низкий), практические действия (опыт, образы, знания), уровни отражения информации (ощущение, восприятие, представление), формы мышления (понятия, суждения, умозаключения), чувства, переживаемые при обучении (интеллектуальные, моральные, эстетические). Если возникает рассогласование в сторону «Я», то это сигнал к тому, что необходимо усилить коллективную и деловую направленность, иначе возможен уход личности через индивидуальную направленность в эгоистическую. Если гипертрофирована оценка «Мы», то это может предупреждать об уходе в беспредметное, бездеятельное общение или о недостатках в личностном, индивидуальном подходе. Чрезмерное увеличение оценки «Дело» сигнализирует об опасности формализма и ослабления демократических и гуманистических основ деятельности группы. В целом необходимо стремиться к определенной согласованности (равенству) по всем трем позициям и к общему увеличению «эллипса», т. е. к росту общей удовлетворенности всех участников группы. При рассмотрении иных параметров также анализируются перекосы или невостребованность каких-либо направлений, качеств, форм, уровней, чувств и др. (см. далее). « Снежинка» Цель: выявление ожиданий от общегрупповой работы; определение факторов притязаний в деятельности; выявление наиболее характерных черт деятельности группы и каждого; оценка использования эффективных навыков и их соответствия целям и виду деятельности.
Инструкция: отметьте, пожалуйста, на каждом векторе свои ожидания (достижения) от прохождения курсов (участия в семинаре либо мастерской) повышения квалификации в интервале от О до 10 баллов. Примечания: после заполнения каждым «снежинки» ожиданий (достижений) заполняется общая «снежинка» с выведенным средним баллом, чтобы каждый мог сопоставить свои ожидания с групповыми. Внимание уделяется слишком высоким и низким притязаниям. При обсуждении происходит корректировка. Векторы могут обозначать параметры, определяющие факторы притязаний участников в деятельности группы: реальная трудность заданий; значимость заданий; потребность в этих заданиях; переживание успеха; отношение к заданиям; самооценка; приемлемость целей; действенность целей. Можно взять параметры, характеризующие деятельность: мотивированность; целенаправленность; плановость; процессуаль-ность; систематичность; личностное отношение; продуктивность; творчество. Возможно рассмотрение через векторы навыков, используемых членами группы: мнемические; мыслительные; речевые; волевые; сенсорные; моторные; эмоционально-экспрессивные; перцептивные. 2. Образная « Образ лица» Цель: выявление эмоционального состояния.
Инструкция: участникам предлагается указать номер рисунка, соответствующего их эмоциональному состоянию на занятиях. Примечания: схемы рисунков могут демонстрироваться на отдельных листах или на одном. Могут быть использованы и заготовки для каждого. Вариантом данной методики может стать «Пустышка»: предлагается пустой круг, в котором каждый рисует свое настроение или эмоциональное состояние. « Схемы» Цель: определение внутригрупповых отношений и занимаемой каждым участником позиции.
Инструкция: выберите ту схему, которая наиболее точно отражает взаимоотношения в вашей группе, и отметьте свою позицию в ней. Примечания: первая схема символизирует принадлежность к определенной микрогруппе. Если человек выбирает центральную точку, то это означает, что он претендует на лидерскую позицию. Вторая схема также обозначает микрогруппу, но все точки, кроме верхней (лидерской), означают ведомость. Третья схема символизирует равные, партнерские отношения со всеми. 3. Вербальная «Свободное письмо» Цель: определение значимых действий, чувств, мыслей, реакций, моментов, вопросов, поднятых в течение дня. Инструкция: участникам предлагается в свободной форме дать обратную связь ведущему на прошедшее занятие. Примечания: преподаватель в своей обратной связи по поводу написанного выделяет общие тенденции, позиции, взгляды, состояния, суждения, наиболее интересные аспекты. «Незаконченные предложения» Цель: выявление личных проблем в деятельности группы и оценка значимости решаемых или рассматриваемых вопросов; определение уровня осмысления, осознания происходящих в группе процессов. Инструкция: участникам предлагается закончить (развернуть или завершить односложно) следующие предложения: Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, — это... Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было... Сегодня я понял(а), что... Примечания: преподаватель систематизирует главные вопросы и трудности слушателей и в зависимости от полученных результатов корректирует свои дальнейшие действия. Количество предложений не должно превышать 5, так как при большем количестве может исчезнуть суть, потеряться основной смысл и у слушателей пропадет желание отвечать неформально. Проекция «Определение» Цель: определение наиболее значимых характеристик деятельности группы. Инструкция: подберите семь определений, которыми вы могли бы охарактеризовать свою работу в группе. Примечания: полученные определения группируются следующим образом: 1) интеллектуальные; 2) эмоциональные; 3) волевые; 4) оценочные; 5) моральные; 6) эстетические; 7) прочие. «Новичок» Цель: оценка сплоченности группы, сильных и слабых ее сторон. Инструкция: представьте себе, что в нашу группу пришел новый участник. Каким бы ему представился наш коллектив? Примечания: рассматриваются доминирующие характеристики в общении, деятельности, взаимовлиянии, эмоциональный фон группы. « Театр» Цель: выявление личных особенностей, характеров членов группы. Инструкция: представьте себе, что наш коллектив решил поставить пьесу с вами в главной роли. Какое произведение следовало бы выбрать, чтобы оно соответствовало вашему характеру, личным особенностям? Примечания: по выбранным произведениям определяется наличие в группе «трагиков», «комиков» и «драматизирующих». Цель: получение обратной связи о работе отдельного участника, группы в целом, ведущего. Примечания: анкета может быть представлена в более обобщенном виде, может касаться только определенного направления работы (например, формирования мотивации) или какого-либо субъекта деятельности. Анкета «Вхождение в тему» Поделитесь, пожалуйста, тем, что вы услышали, находясь в круге. Что нового вы узнали? Что вас удивило? Что заинтересовало? Что вызвало недоумение, сомнение, отрицание? О чем бы вы хотели продолжить разговор? Цель: выявление впечатлений после первичного ознакомления с проблемой, после начальной проработки вопроса. Примечания: обратная связь по данной анкете дает информацию об уровне (теоретическом, мотивационном, практическом, проблемном, смысловом) «продвинутости» слушателей по предложенному вопросу. Анкетирование может проводиться как в устной, так и в письменной форме. Словесная метафора Цель: выявление личностных и профессиональных смыслов и ценностей. Инструкция: выберите понравившуюся вам метафору, высказывание и объясните свой выбор. Представленные ниже афоризмы сгруппированы по темам. Преподаватель может предлагать участникам тот или иной список в зависимости от того, по какой теме, вопросу он хотел бы получить обратную связь. Афоризмы I. О значении мотивации Работать кувалдой можно заставить, заставить думать силой нельзя {пословица). Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить (восточная мудрость). Желание — есть суть человека (Спиноза). Было бы желание, а возможность найдется (пословица). И. О значимости целеполагания Кто не думает, куда направляется, очень удивится, попав не туда (М. Гивен). Держитесь своей цели, но не намеченного маршрута. Секрет успеха — настойчивость в достижении цели (Б.Диз-раэли). У великих умов есть цели, у остальных — желания (В. Ирвинг). Либо я найду путь, либо проложу его (Сидней). Знание — орудие, а не цель (Л. Толстой). Ни знание, ни мышление никогда не начинаются с полной истины — она их цель (А.Герцен). Самый медленный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели (Г.Лиссинг). III. Установки на обучение 1. Я слышу — я забываю, Я делаю — я понимаю (китайская пословица). Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь (пословица). Проявить мудрость в чужих делах легче, чем в своих собственных (пословица). Никто не должен давать другим указаний, которым не следует сам (М. Валерий). Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат (У. Черчилль). IV. Поддержка успешности Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения (Д.Дьюи). Нельзя, да и не нужно всем выступать на первый план; делай каждый свое в своем кругу, — дело везде найдется... (А.Герцен). Иной на втором месте блестит, и его блеск отражается на том, кто занимает первое место (Вольтер). Если бы за нас не думали, мы жили бы своим умом (Ю.Ара-товский). Трудности должны будоражить, а не обескураживать (Чен- нинг). 6. Трудности так же закаляют ум, как труд — тело (Л. Сенека). Никогда не знаешь, на что способен, пока в деле себя не испробуешь (пословица). Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сделал все, что мог (Ч.Диккенс). Ошибки — это наука, помогающая нам двигаться вперед (Чен-нинг). V. Жизненные ценности Я печалился от того, что у меня не было обуви до тех пор, пока не увидел на ужине человека, у которого не было ног. Идеалы — это основа выживания (В. Франкл, Дж. Глинн). Тверже всего мы верим в то, о чем меньше всего знаем (М. Монтенъ). 4. Один верящий стоит девяноста девяти интересующихся Лучше я буду ценить вещи, которые не могу иметь, чем иметь вещи, которые не могу оценить (Э.Хаббард). Нельзя обладать тем, что не понимаешь (И. Гёте). Тот, кто не понимает вашего молчания, вероятно, не сможет понять и ваши слова (Э.Хаббард). VI. Самооценка, самовосприятие Уверенность в себе составляет основу нашей уверенности в других. Господи! Я вам не пылинка в пыли. Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идем, чтобы его скрыть. Ситуация, как вы ее воспринимаете, рассказывает вам о вас самих. Ничто так не мешает естественности, как желание казаться естественным. 6» Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя (Ю. Аратовский). Лучше согнуться, чем сломаться (пословица). У каждого человека, как у Луны, есть темная сторона, которую он никому не показывает (М. Твен). Ни один человек не должен считать себя нулем и не верить в то, что он может как-то изменить положение дел в этом мире (Барух). VII. Точность взаимовосприятия, взаимовлияния Не приближайся ко мне. Не удаляйся от меня. Стань там, откуда меня лучше видно. Талант великих душ есть способность узнавать великое в других людях. Друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова (Б. Ахмадулина). Лицо — зеркало мыслей. Что в сердце варится, на лице не утаится (пословица). Иногда мы можем лучше узнать человека по его недостаткам, чем по его добродетелям (Г.Лонгфелло). Каждый человек — это книга, надо только суметь прочитать ее (Ченнинг). Мы судим о себе по тому, чего мы добились (Г.Лонгфелло). Серьезность — это поза, принимаемая телом, чтобы скрыть недостатки ума (Ф.Ларошфуко). Мир состоит наполовину из людей, которым есть что сказать, но нет возможности высказаться, и наполовину из тех, кому нечего сказать, но которые постоянно говорят (Р. Фрост). VIII. Отношение к инакомыслию, чужому образу мыслей, вариативности точек зрения Мы с тобой два берега у одной реки. Общепризнанные мнения и то, что каждый считает делом решенным, чаще всего заслуживают исследования (Г.Лихтенберг). Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости (Пифагор). Если все время гнуть свою линию, можно пойти по кривой (Ю. Аратовский). Как часто точка зрения не совпадает с точкой опоры (Ю. Аратовский). 6. Нет человека более слепого, чем тот, кто не хочет видеть (С.Свифт). В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь (Д. И. Фонвизин). Не плачь из-за того, что мир меняется; плакать нужно, если он обретет стабильность и перестанет меняться (Ш.Бриан). Ничто нам так не хочется изменить, как привычки других людей (М. Твен).
Звон свободы слышен там, где сталкиваются мнения (Э. Стивенсон). Серые умы обычно осуждают то, что выходит за рамки их понимания (Ф. Ларошфуко). Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придерживается, а суди по тому, чего он с их помощью добился (Г.Лихтенберг). Только глупец и мертвец никогда не изменяют своих взглядов (Д.Лоуэлл). Те, кто никогда не отказывается от ранее высказанных взглядов, любят себя больше, чем истину (Ж.Жубер). Разнообразие — та самая приправа к жизни, которая придает ей весь аромат (Каунер). IX. Влияние слова, точность и ясность высказывания Истинное красноречие — это умение сказать все, и не больше, чем нужно (Ф.Ларошфуко). Язык — одежда мыслей (С.Джонсон). Истинное назначение языка — не столько выражать наши желания, сколько прятать их (О. Голдсмит). Хорошо описанная жизнь такая же редкость, как и хорошо прожитая (Т. Карлейл ъ). У тех, кто пишет понятно, есть читатели; у тех, кто пишет туманно, есть комментаторы (А.Камю). Чтобы были великие поэты, нужны еще великие слушатели (неизвестный автор). \ Не торопись сказать, спеши увидеть (С. Сервантес).
8. Молчание глубоко, как Вечность, речь мелка, как Время 9. Умному достаточно одного слова (Б. Франклин). 10. Чем меньше сказано, тем быстрее исправлено (пословица). X. Значимость учения, ума Знанию всегда предшествует предположение. Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще никто не видел и над чем еще никто не думал (Г.Лихтенберг). Пределы наук походят на горизонт: чем ближе |
|
Официальный сайт учителя истории © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |