Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

КАК ПОДВЕСТИ ИТОГИ.

ТЕХНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В АУДИТОРИИ

 

Интерактивное обучение предполагает обязательную обратную связь с обучающимися, учет их запросов по поводу содержания, способов совместной познавательной деятельности и характера атмосферы взаимодействия.

В практической психологии и педагогике в последнее время накоплен большой арсенал техник получения обратной связи.

Что же такое обратная связь? Воздействие преподавателя на слушателей, его указания, адресованная им информация — это прямая связь. Аудитория слушает, воспринимает слова педагога и перерабатывает их в своем сознании. Внешне эти процессы на­прямую не проявляются. Однако реакция на речь и действия пре­подавателя проявляется в мимике, позе, жестикуляции, вопро­сах, ответах и каких-либо изменениях в поведении обучающих­ся. И если преподаватель замечает эти сигналы и правильно оце­нивает причины их возникновения, то появляется возможность скорректировать свою речь и поведение. Таким образом, обрат­ная связь — это продукт анализа, рефлексии и наблюдения, полу­чаемый преподавателем от себя и от партнеров по совместной деятельности. Обратная связь представляет собой форму межлич­ностного взаимодействия, наши поведенческие и эмоциональ­ные реакции [37]. Результаты обратной связи используются и са­мими обучающимися для оценки совместной деятельности, по­лученных результатов. Чем лучше преподаватель и обучающиеся умеют корректировать свое поведение и речь, используя обрат­ную связь, тем выше будут результаты обучающих взаимодей­ствий.

Необходимость получения и применения обратной связи по­является при:

планировании и анализе;

проработке идеи и проектировании деятельности;

продумывании содержания деятельности на предстоящий период;


поиске, отборе, использовании методов, средств и приемов для решения задачи (проблемы);

корректировке деятельности, отдельных действий, состоя­ний, суждений;

 

- взаимодействии, взаимовосприятии.
Рассмотрим схему появления обратной связи.

Актуальность и значимость обратной связи определяются це­лью и особенностями протекания деятельности: реализуются ли поставленные задачи, в том ли направлении идет работа, насколько продуктивно усваивается материал, как он понимается, благопо­лучна ли атмосфера на занятиях и т. п.

Динамическое протекание обратной связи происходит в раз­личных видах (см. схему 2).

Текущая обратная связь, осуществляемая по ходу занятий, ак­тивизирует внимание к основным элементам осуществляемой де­ятельности, ее направленности, выявлению актуальных проблем, противоречий, используемым средствам — и на основе этого по­является возможность откорректировать и продолжить предмет­ную деятельность.

Итоговая обратная связь завершает логически или тематиче­ски замкнутый период деятельности. Она отличается от текущейувеличенным объемом содержания, большей степенью опреде­ленности и заданности со стороны преподавателя или самого обу­чающегося, обеспечивающего обратную связь. Итоговой обратной связи может быть посвящено целевое занятие.

Мы получаем или передаем обратную связь прямо либо кос­венно (завуалированно).

Прямая (конкретная) обратная связь имеет четкого, известно­го адресата. Им могут быть определенный человек, ситуация, объек­ты, действия, способы деятельности, структура или система, мысли, эмоционально-чувственные реакции и др.

Этот вид обратной связи наиболее эффективен при индивиду­альной и парной работе.

При получении обратной связи у некоторых людей возникает внутреннее сопротивление, начинают действовать защитные ме­ханизмы. Это свидетельствует о том, что разум еще не готов при­нять изменение. Люди с трудом расстаются со своими стереотипа­ми, принципами, ценностями, установками, несмотря на то, что они не помогают им конструктивно мыслить, действовать и об­щаться. В такой ситуации следует использовать косвенную (опо­средованную, завуалированную) обратную связь: сказки, истории, мифы, басни, афоризмы, притчи и др. Они открывают доступ к фантазии, интуиции человека, его ассоциациям, аналогиям; он учится мыслить в образах и метафорах данной ситуации или про­блемы. Кроме того, они помогают снять напряжение: атмосфера становится психологически благоприятной, в отношениях между слушателями появляется непринужденность, приветливость и до­верительность, пробуждается творчество.

Обратная связь в косвенной, опосредованной форме становится как бы посредником. Выражая свои мысли, свое понимание и ощущение обратной связи, человек выдает информацию, кото­рую ему было бы трудно сообщить без этого посредника либо даже просто сформулировать. Благодаря сказке, истории, анекдо­ту можно в щадящей форме передать то, на что человек в прямом разговоре реагировал бы иначе (возможно, проявлял агрессию, отрицал или же игнорировал, отмалчивался).

При этом устраняются эмоциональные преграды, исчезает не­приятие чужого образа мыслей и чувств. Приходит понимание: уз­нав иной способ мыслить, можно многое позаимствовать для себя.

При получении обратной связи важно соблюдать ряд усло­вий :

безоценочно принимать любые мнения, точки зрения, идеи;

внимательно выслушивать каждого;

позитивно подкреплять любые суждения или невербальные реакции;

проверять понимание и уточнять непонятные моменты и де­тали;

выражать благодарность за искренние, объективные оценки и суждения, за открытость;

воспринимать ошибки как возможности нового, неожидан­ного взгляда на что-то привычное;

независимость участников в принятии или отторжении об­ратной связи;

возможность самостоятельно корректировать и контролиро­вать собственное продвижение, изменение;

поддержка всех эмоциональных реакций и проявлений, способствующих проявлению индивидуальностей участников группы;

обязательно использовать информацию, полученную в ре­зультате обратной связи, реагировать на нее;

стимулировать стремление к новым знаниям, интерес к опы­ту других, к успешности каждого.

Формы и методы получения обратной связи могут быть различными: устное обсуждение, письменное анкетирование, гра­фическое изображение, ролевое проживание происходящих в че­ловеке изменений (уровень познания, смыслов деятельности, са­мореализации или повторяющейся деятельности по заданному образцу, самочувствия, личной активности или пассивности и др.). Формы и характеристики обратной связи представлены на схеме 3.

Нужно время, прежде чем слушатели смогут сделать тот или иной вывод из полученной обратной связи. Обратная связь — это по своей сути модель, помогающая учиться. Она дает возможность по-разному интерпретировать содержание знаний, событий, дея­тельности, сопоставить это содержание с собственным знанием, ситуацией, поведением, ощущением. Обратная связь предлагает различные варианты действий.

Знакомство с обратной связью помогает расширить собствен­ный репертуар понятий, принципов, ценностей, способов дея­тельности. Она вызывает новое переживание, изменение позиций. На привычные, известные ситуации можно посмотреть под дру­гим углом зрения. Она позволяет приблизить содержание инфор­мации к внутреннему «Я» человека и облегчает идентификацию с ним. Человек может сравнить свои мысли и переживания с тем, о чем рассказывается «здесь и сейчас», и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственным психическим струк­турам.

Обратную связь можно уподобить зеркалу, отражение которо­го побуждает к размышлению.

При получении обратной связи важно соблюсти принцип постепенности включения в этот процесс обучающихся. На начальном этапе занятий предлагаются схематические формы обратной связи: требуется отметить в баллах (либо в процентах, либо поставить «+» или «-») свое состояние или участие в дея­тельности. Затем — обобщенные формы (выбрать рисунок, схему, какое-либо умозаключение). И только при условии психологиче­ской безопасности человек начнет давать обратную связь в форме «Я— высказывания».

Обратная связь осуществляется на протяжении всего занятия: вначале, в течение и на завершающем этапе. В конце дня она обычно длится 10—15 мин. В зависимости от целей и специфики деятель­ности, а также особенностей слушателей (взрослых обучающих­ся) предлагаются разные вопросы, формы и методы обратной связи.

На следующий день проводится обзор мнений либо вывеши­вается обобщенная схема (график, диаграмма, таблица или др.) по работе группы в целом, отмечаются удачи, связи, зако­номерности, открытия, сделанные участниками, систематизи­руются знания, умения, поддерживается позитивный настрой группы.

В результате получения обратной связи происходят внешние (конкретизация целей и планирования своей деятельности, ло­гичность рассуждений, самостоятельно сконструированное поня­тие, теоретическая модель, четко формулируются проблемы или найденные противоречия и осознанные способы их решения и др.) и внутренние изменения (критичность и гибкость мышления, открытая познавательная позиция, богатое и адек­ватное проявление эмоций и чувств, устойчивая самооценка, рас­ширение диапазона коммуникаций и др.).

Обратная связь способствует эффективному общению: можно расшифровать успешность — неуспешность какого-либо действия, вскрыть свои психологические защиты, декодировать причины конфликта, негативных эмоциональных реакций; штампы, бло­кирующие понимание, механизмы вовлечения в коммуникацию.

Обратная связь позволяет осознать свою индивидуальность, уни­кальность, приоритеты и ценности.

При проведении продолжительных курсов для взрослых пре­подавателю необходимо разнообразить способы получения обрат­ной связи. Надеемся, что описанные ниже техники получения обратной связи пополнят методическую копилку педагогов, ра­ботающих в системе дополнительного профессионального обра­зования (техники отрабатывались в СПК работников образова­ния).

Виды и методы получения обратной связи 1. Графическая График

Цель: определение «проживания» каждого дня, динамики кон­кретных состояний участников; выяснение степени включенно­сти в деятельность, уровня усвоения материала.

Инструкция: в конце каждого дня занятий участникам пред­лагается оценить степень своей усталости, активности, интереса по уровням: низкий (н), средний (с), высокий (в). Затем препода­ватель обрабатывает полученные данные и по среднему показате­лю вычерчивает график, который на следующий день предъявля­ется слушателям. Каждый автономно сравнивает свое состояние (по данным критериям) с общей картиной в группе.

Примечания: уровень или степень выраженности может указы­ваться в процентах, баллах или других характеристиках (напри­мер, практический, знаниевый, ознакомительный, мотивацион-ный уровень и др.). Параметры определяются темой, целью и со­держанием занятия.

Шкалирование

Цель: выяснение установок, позиций в группе по вопросу или проблеме; выявление предпочитаемой точки зрения на какой-либо вопрос; определение эмоционального фона; выявление значимо­сти получаемых ЗУНов; определение способов общения; выявле­ние направленности деятельности.

 
 

 

Инструкция: участникам предлагается отметить на данной шкале свое мнение по определенному вопросу, например: «Необ­ходима ли отметка при обучении ребенка?».

 
 

 

Инструкция: участникам предлагается отметить точкой на каждой шкале степень выраженности для себя по обозначенным критериям.

Примечания: шкала может быть общей на большом плакате, и каждый ставит на ней свою точку.

Шкалы могут быть у каждого свои. Затем они вывешиваются на всеобщее обозрение, после чего определяется доминирующая позиция по заданному вопросу. При шкалировании в противосто­ящих полюсах могут располагаться эмоционально-чувственные состояния, смысловые критерии, стили или способы общения, характеристики самооценки, волевые качества, установки, цен­ностные позиции, суждения и др.

«Лестница»

Цель: определение значимости решаемых задач; определение ценностных оснований; выяснение приоритетов деятельности, профессии.

 
 

 

 

Инструкция: участникам предлагается разместить на дан­ной «лестнице» какие-либо понятия, например: «Воспитание», «Обучение», «Знание», «Развитие», «Отметка».

Примечания: «Лестница» может быть как индивидуальной, так и общегрупповой. Списки понятий могут предлагаться как препо­давателем, так и участниками занятий. Областями явлений могут быть: воспитание, обучение, учение, методы и способы деятель­ности, педагогического воздействия, личностные и профессио­нальные качества.

Векторная

«Эллипс»

Цель: выявление направленности личности во взаимодействи­ях; определение уровня притязаний; выяснение уровня освоения материла; выявление индивидуальных особенностей мышления и чувствования при восприятии информации.

 
 

 

Инструкция: оцените степень вашей удовлетворенности со­бой, коллективом и общей деятельностью, поставив соответствую­щие точки по 10-балльной шкале на трех разнонаправленных осях.

Примечания: анализируется соотношение между тремя различ­ными оценками и общей степенью удовлетворенности, ее рост или снижение. Векторы могут обозначать различные направлен­ности личности (мотивы, цели и установки, перспективы), уров­ни притязаний (высокий, средний, низкий), практические дей­ствия (опыт, образы, знания), уровни отражения информации (ощущение, восприятие, представление), формы мышления (по­нятия, суждения, умозаключения), чувства, переживаемые при обучении (интеллектуальные, моральные, эстетические).

Если возникает рассогласование в сторону «Я», то это сигнал к тому, что необходимо усилить коллективную и деловую направленность, иначе возможен уход личности через индивидуальную направленность в эгоистическую. Если гипертрофирована оценка «Мы», то это может предупреждать об уходе в беспредметное, бездеятельное общение или о недостатках в личностном, индиви­дуальном подходе. Чрезмерное увеличение оценки «Дело» сигна­лизирует об опасности формализма и ослабления демократиче­ских и гуманистических основ деятельности группы. В целом необ­ходимо стремиться к определенной согласованности (равенству) по всем трем позициям и к общему увеличению «эллипса», т. е. к росту общей удовлетворенности всех участников группы. При рас­смотрении иных параметров также анализируются перекосы или невостребованность каких-либо направлений, качеств, форм, уров­ней, чувств и др. (см. далее).

« Снежинка»

Цель: выявление ожиданий от общегрупповой работы; опре­деление факторов притязаний в деятельности; выявление наибо­лее характерных черт деятельности группы и каждого; оценка ис­пользования эффективных навыков и их соответствия целям и виду деятельности.

 
 

 

Инструкция: отметьте, пожалуйста, на каждом векторе свои ожидания (достижения) от прохождения курсов (участия в семи­наре либо мастерской) повышения квалификации в интервале от О до 10 баллов.

Примечания: после заполнения каждым «снежинки» ожиданий (достижений) заполняется общая «снежинка» с выведенным сред­ним баллом, чтобы каждый мог сопоставить свои ожидания с груп­повыми. Внимание уделяется слишком высоким и низким притя­заниям. При обсуждении происходит корректировка.

Векторы могут обозначать параметры, определяющие факторы притязаний участников в деятельности группы: реальная трудность заданий; значимость заданий; потребность в этих заданиях; пере­живание успеха; отношение к заданиям; самооценка; приемле­мость целей; действенность целей.

Можно взять параметры, характеризующие деятельность: мо­тивированность; целенаправленность; плановость; процессуаль-ность; систематичность; личностное отношение; продуктивность; творчество.

Возможно рассмотрение через векторы навыков, используе­мых членами группы: мнемические; мыслительные; речевые; во­левые; сенсорные; моторные; эмоционально-экспрессивные; пер­цептивные.

2. Образная

« Образ лица»

Цель: выявление эмоционального состояния.

 
 

 

Инструкция: участникам предлагается указать номер рисун­ка, соответствующего их эмоциональному состоянию на занятиях.

Примечания: схемы рисунков могут демонстрироваться на от­дельных листах или на одном. Могут быть использованы и заго­товки для каждого. Вариантом данной методики может стать «Пу­стышка»: предлагается пустой круг, в котором каждый рисует свое настроение или эмоциональное состояние.

« Схемы»

Цель: определение внутригрупповых отношений и занимае­мой каждым участником позиции.

 
 

 

 

 
 

 

Инструкция: выберите ту схему, которая наиболее точно отражает взаимоотношения в вашей группе, и отметьте свою по­зицию в ней.

Примечания: первая схема символизирует принадлежность к оп­ределенной микрогруппе. Если человек выбирает центральную точку, то это означает, что он претендует на лидерскую позицию. Вторая схема также обозначает микрогруппу, но все точки, кро­ме верхней (лидерской), означают ведомость. Третья схема симво­лизирует равные, партнерские отношения со всеми.

3. Вербальная «Свободное письмо»

Цель: определение значимых действий, чувств, мыслей, ре­акций, моментов, вопросов, поднятых в течение дня.

Инструкция: участникам предлагается в свободной форме дать обратную связь ведущему на прошедшее занятие.

Примечания: преподаватель в своей обратной связи по поводу написанного выделяет общие тенденции, позиции, взгляды, со­стояния, суждения, наиболее интересные аспекты.

«Незаконченные предложения»

Цель: выявление личных проблем в деятельности группы и оценка значимости решаемых или рассматриваемых вопросов; определение уровня осмысления, осознания происходящих в группе процессов.

Инструкция: участникам предлагается закончить (развер­нуть или завершить односложно) следующие предложения:

Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, — это...

Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было...

Сегодня я понял(а), что...

Примечания: преподаватель систематизирует главные вопросы и трудности слушателей и в зависимости от полученных результа­тов корректирует свои дальнейшие действия. Количество предло­жений не должно превышать 5, так как при большем количестве может исчезнуть суть, потеряться основной смысл и у слушате­лей пропадет желание отвечать неформально.

Проекция

«Определение»

Цель: определение наиболее значимых характеристик деятель­ности группы.

Инструкция: подберите семь определений, которыми вы могли бы охарактеризовать свою работу в группе.

Примечания: полученные определения группируются следую­щим образом: 1) интеллектуальные; 2) эмоциональные; 3) воле­вые; 4) оценочные; 5) моральные; 6) эстетические; 7) прочие.

«Новичок»

Цель: оценка сплоченности группы, сильных и слабых ее сто­рон.

Инструкция: представьте себе, что в нашу группу пришел новый участник. Каким бы ему представился наш коллектив?

Примечания: рассматриваются доминирующие характеристики в общении, деятельности, взаимовлиянии, эмоциональный фон группы.

« Театр»

Цель: выявление личных особенностей, характеров членов группы.

Инструкция: представьте себе, что наш коллектив решил поставить пьесу с вами в главной роли. Какое произведение сле­довало бы выбрать, чтобы оно соответствовало вашему характе­ру, личным особенностям?

Примечания: по выбранным произведениям определяется на­личие в группе «трагиков», «комиков» и «драматизирующих».

Цель: получение обратной связи о работе отдельного участ­ника, группы в целом, ведущего.

Примечания: анкета может быть представлена в более обобщен­ном виде, может касаться только определенного направления ра­боты (например, формирования мотивации) или какого-либо субъекта деятельности.

Анкета «Вхождение в тему»

Поделитесь, пожалуйста, тем, что вы услышали, находясь в круге.

Что нового вы узнали?

Что вас удивило?

Что заинтересовало?

Что вызвало недоумение, сомнение, отрицание?

О чем бы вы хотели продолжить разговор?

Цель: выявление впечатлений после первичного ознакомле­ния с проблемой, после начальной проработки вопроса.

Примечания: обратная связь по данной анкете дает информа­цию об уровне (теоретическом, мотивационном, практическом, проблемном, смысловом) «продвинутости» слушателей по пред­ложенному вопросу. Анкетирование может проводиться как в уст­ной, так и в письменной форме.

Словесная метафора

Цель: выявление личностных и профессиональных смыслов и ценностей.

Инструкция: выберите понравившуюся вам метафору, вы­сказывание и объясните свой выбор.

Представленные ниже афоризмы сгруппированы по темам. Пре­подаватель может предлагать участникам тот или иной список в зависимости от того, по какой теме, вопросу он хотел бы полу­чить обратную связь.

Афоризмы

I. О значении мотивации

Работать кувалдой можно заставить, заставить думать силой нельзя {пословица).

Можно коня привести к воде, но нельзя заставить его пить (восточная мудрость).

Желание — есть суть человека (Спиноза).

Было бы желание, а возможность найдется (пословица).

И. О значимости целеполагания

Кто не думает, куда направляется, очень удивится, попав не туда (М. Гивен).

Держитесь своей цели, но не намеченного маршрута.

Секрет успеха — настойчивость в достижении цели (Б.Диз-раэли).

У великих умов есть цели, у остальных — желания (В. Ирвинг).

Либо я найду путь, либо проложу его (Сидней).

Знание — орудие, а не цель (Л. Толстой).

Ни знание, ни мышление никогда не начинаются с полной истины — она их цель (А.Герцен).

Самый медленный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели (Г.Лиссинг).

III.         Установки на обучение

1.            Я слышу — я забываю,
Я вижу — я запоминаю,

Я делаю — я понимаю (китайская пословица).

Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь (пословица).

Проявить мудрость в чужих делах легче, чем в своих соб­ственных (пословица).

Никто не должен давать другим указаний, которым не следу­ет сам (М. Валерий).

Я всегда готов учиться, но мне не всегда нравится, когда меня учат (У. Черчилль).

IV.         Поддержка успешности

Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения (Д.Дьюи).

Нельзя, да и не нужно всем выступать на первый план; делай каждый свое в своем кругу, — дело везде найдется... (А.Герцен).

Иной на втором месте блестит, и его блеск отражается на том, кто занимает первое место (Вольтер).

Если бы за нас не думали, мы жили бы своим умом (Ю.Ара-товский).

Трудности должны будоражить, а не обескураживать (Чен-

нинг).

6.            Трудности так же закаляют ум, как труд — тело (Л. Сенека).

Никогда не знаешь, на что способен, пока в деле себя не испробуешь (пословица).

Испробуй все возможности. Всегда важно знать, что ты сде­лал все, что мог (Ч.Диккенс).

Ошибки — это наука, помогающая нам двигаться вперед (Чен-нинг).

V.           Жизненные ценности

Я печалился от того, что у меня не было обуви до тех пор, пока не увидел на ужине человека, у которого не было ног.

Идеалы — это основа выживания (В. Франкл, Дж. Глинн).

Тверже всего мы верим в то, о чем меньше всего знаем (М. Монтенъ).

4.            Один верящий стоит девяноста девяти интересующихся
(Дж.Милль).

Лучше я буду ценить вещи, которые не могу иметь, чем иметь вещи, которые не могу оценить (Э.Хаббард).

Нельзя обладать тем, что не понимаешь (И. Гёте).

Тот, кто не понимает вашего молчания, вероятно, не сможет понять и ваши слова (Э.Хаббард).

VI.         Самооценка, самовосприятие

Уверенность в себе составляет основу нашей уверенности в других.

Господи! Я вам не пылинка в пыли.

Любой наш недостаток более простителен, чем уловки, на которые мы идем, чтобы его скрыть.

Ситуация, как вы ее воспринимаете, рассказывает вам о вас самих.

Ничто так не мешает естественности, как желание казаться естественным.

6» Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя (Ю. Аратовский).

Лучше согнуться, чем сломаться (пословица).

У каждого человека, как у Луны, есть темная сторона, кото­рую он никому не показывает (М. Твен).

Ни один человек не должен считать себя нулем и не верить в то, что он может как-то изменить положение дел в этом мире (Барух).

VII.       Точность взаимовосприятия, взаимовлияния

Не приближайся ко мне. Не удаляйся от меня. Стань там, откуда меня лучше видно.

Талант великих душ есть способность узнавать великое в дру­гих людях.

Друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова (Б. Ахмадулина).

Лицо — зеркало мыслей. Что в сердце варится, на лице не утаится (пословица).

Иногда мы можем лучше узнать человека по его недостат­кам, чем по его добродетелям (Г.Лонгфелло).

Каждый человек — это книга, надо только суметь прочитать ее (Ченнинг).

Мы судим о себе по тому, чего мы добились (Г.Лонгфелло).

Серьезность — это поза, принимаемая телом, чтобы скрыть недостатки ума (Ф.Ларошфуко).

Мир состоит наполовину из людей, которым есть что ска­зать, но нет возможности высказаться, и наполовину из тех, кому нечего сказать, но которые постоянно говорят (Р. Фрост).

VIII. Отношение к инакомыслию, чужому образу мыслей, вариа­тивности точек зрения

Мы с тобой два берега у одной реки.

Общепризнанные мнения и то, что каждый считает делом решенным, чаще всего заслуживают исследования (Г.Лихтенберг).

Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитни­ком до нетерпимости (Пифагор).

Если все время гнуть свою линию, можно пойти по кривой (Ю. Аратовский).

Как часто точка зрения не совпадает с точкой опоры (Ю. Ара­товский).

6.            Нет человека более слепого, чем тот, кто не хочет видеть

(С.Свифт).

В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь (Д. И. Фонвизин).

Не плачь из-за того, что мир меняется; плакать нужно, если он обретет стабильность и перестанет меняться (Ш.Бриан).

Ничто нам так не хочется изменить, как привычки других людей (М. Твен).

 

Звон свободы слышен там, где сталкиваются мнения (Э. Сти­венсон).

Серые умы обычно осуждают то, что выходит за рамки их понимания (Ф. Ларошфуко).

Не суди о человеке по тому, каких взглядов он придержи­вается, а суди по тому, чего он с их помощью добился (Г.Лих­тенберг).

Только глупец и мертвец никогда не изменяют своих взгля­дов (Д.Лоуэлл).

Те, кто никогда не отказывается от ранее высказанных взгля­дов, любят себя больше, чем истину (Ж.Жубер).

Разнообразие — та самая приправа к жизни, которая прида­ет ей весь аромат (Каунер).

IX. Влияние слова, точность и ясность высказывания

Истинное красноречие — это умение сказать все, и не боль­ше, чем нужно (Ф.Ларошфуко).

Язык — одежда мыслей (С.Джонсон).

Истинное назначение языка — не столько выражать наши желания, сколько прятать их (О. Голдсмит).

Хорошо описанная жизнь такая же редкость, как и хорошо прожитая (Т. Карлейл ъ).

У тех, кто пишет понятно, есть читатели; у тех, кто пишет туманно, есть комментаторы (А.Камю).

Чтобы были великие поэты, нужны еще великие слушатели (неизвестный автор).  \

Не торопись сказать, спеши увидеть (С. Сервантес).

 

8.            Молчание глубоко, как Вечность, речь мелка, как Время
(Т. Карлейль).

9.            Умному достаточно одного слова (Б. Франклин).

10.           Чем меньше сказано, тем быстрее исправлено (пословица).

X.           Значимость учения, ума

Знанию всегда предшествует предположение.

Следует стремиться увидеть в каждой вещи то, чего еще ник­то не видел и над чем еще никто не думал (Г.Лихтенберг).

Пределы наук походят на горизонт: чем ближе

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz