Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Активные методы, формы и приемы

 обучения в деятельности педагога профильной школы

 

мастер-класс учителя истории

 

 

 

Введение

 Мастерство – это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер-токарь,

прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог…

А.С. Макаренко

Педагогический опыт – это определенный опыт профессиональной квалификации и компетентности педагога, который делает возможным получение стабильно высоких результатов в обучении и воспитании. Высокие результаты же достигаются, если учитель не только владеет теорией и методикой преподавания предмета, но и творчески использует арсенал адекватных педагогических средств, моделируя учебные ситуации.

Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы.

Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам. Мастер-классы являются эффективной формой  профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и для учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию.

М. М. Поташник [], характеризуя мастер-класс, отмечает, что это вид профессионального объединения в составе признанного учителя-мастера и группы учителей-учеников. Мастер-класс – это ярко выраженная форма ученичества именно у учителя-мастера, процесс  передачи мастером ученикам своего опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Цель проведения мастер-классов: создание условий для профессионального развития учителя, в ходе которого приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы. Основные задачи мастер-класса:

  • обобщить опыт учителя по определенной проблеме;
  • позиционировать учителем-мастером свой опыт;
  • совместно с группой коллег отработать  некоторые результативные методические приемы;
  • оказать реальную помощь участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.

Идея проведения мастер-класса изначально  ориентирована на результативность работы его «учеников». Активный учитель-участник будет рефлексировать свой педагогический  поход, находить  способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы в индивидуальный педагогический. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, будет включен в активную познавательную деятельность.

Активизация познавательной деятельности всех участников мастер-класса обеспечивается совокупностью факторов:

  • формированием мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  • стимулированием познавательного интереса;
  • организацией отработки умений по планированию, самоорганизации и  самоконтролю педагогической деятельности;
  • осуществлением индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса;
  • отслеживанием позитивных результатов учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.

Основные научные идеи, заложенные в логику мастер-класса: деятельностный, личностно ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Критерии оценки: новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий)

Качественно новый результат: умение моделировать урок или занятие в режиме технологии, в которой работает мастер.

Алгоритм разработки мастер-класса[ ]

1-й шаг. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

  1. Краткое обоснование основных идей технологии или подходов в преподавании.
  2. Описание преимуществ  в опыте.

2-й шаг. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УРОКОВ:

  1. Описание уроков в режиме предлагаемого опыта.
  2. Описание основных приемов работы, которые учитель-мастер будет демонстрировать слушателям.

3-й шаг. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.

Проведение урока с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.

4-й шаг. МОДЕЛИРОВАНИЕ:

  1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии автора, при этом учитель-мастер выполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею.
  2. Обсуждение авторских моделей урока.

5-й шаг. РЕФЛЕКСИЯ.

Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Преимущества мастер-класса  как формы профессионального общения:

  1. Идея проведения мастер-классов изначально направлена на результативность работы его «учеников», а, значит, практико- и компетентностно-ориентирована.
  2. Это одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от репродуктивных форм общения педагогов.

В предлагаемой брошюре учителя истории, работающие в профильных классах, смогут  ознакомиться с  некоторым опытом автора, изучить приемы педагогической техники, проанализировать их эффективность. Кроме того, содержание мастер-классов позволит педагогам использовать предлагаемый автором  теоретический материал  как по методике преподавания  истории с учетом  реализации компетентностного подхода в обучении, так и  варианты проведения рефлексии. В содержании мастер-классов вставлен предметный материал, подобранный из вариативных источников и позволяющий любому педагогу эффективно использовать его на своих уроках. Алгоритм подготовки и проведения мастер-класса поможет каждому учителю обобщить свои позитивный опыт и представить его коллегам.

Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» впервые был представлен на всероссийской конференции по вопросам профильного обучения (декабрь 2008г, г.Кемерово), высоко оценен коллегами и рекомендован КРИПК и ПРО к позиционированию  предлагаемого опыта.  Другие  материалы публикуются впервые.

 

1-й шаг. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Основные идеи, лежащие в основе педагогической деятельности автора

О  миссии школы

«Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее»

А. Барбюс

 

О  роли исторических знаний

«Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем»

М. Блок

О  роли учителя

«Будущее в руках школьного учителя»

В. Гюго

О сути преподавательской деятельности

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»

А. Дистервег

 

О  технологии преподавания

«На уроке ученик в основном сидит, а ведь должен идти. Значит, нужен путь. Интересный – всем и каждому».

Е. Ильин

О современной задаче школы

Задача школы  не только подготовить ребенка к жизни, но и обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас, ибо полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» - лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня»

 

Концепция модернизации российского образования

 

         Современная ориентация образования на формирование готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

         Для нас важным является:

  1. Реализация компетентностного подхода в обучении, под которым понимается формирование у обучающихся знаний и опыта в определенной области. На уроках истории создаются  условия через предметное содержание и использование разных форм урока для формирования и развития следующих компетенций:
  • политической и социальной (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов);
  • компетенции, касающейся жизни в многокультурном обществе (понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий);
  • коммуникативной компетенций (владение устным и письменным общением);
  • компетенции, связанной с возникновением информационного общества;
  • когнитивной компетенции (готовность учиться  всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни).
  1. Использование современных образовательных технологий: проблемного обучения, групповые технологии, метод  социальных проектов.
  2. Поиск результативных форм обучения.

Обучение результативно, когда:

  • учащиеся  открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество;
  • получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
  • не боятся выражать себя, допускать ошибки.

Это возможно, если используются интерактивные формы обучения, основанные на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения.

         Актуальность использования интерактивных форм обучения на уроках   определяется следующим:

  1. Во-первых, комплексно решаются задачи:  учебно-познавательная, коммуникационно-развивающая и  социально-ориентационная
  2. Во-вторых,  повышается мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.
  3. В-третьих, интерактивное обучение изменяет транслирующие, передающие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии, что создает условия для повышения уровня познавательной активности школьников.
  4. В-четвертых,  позволяет реализовать компетентносный подход в образовании.

Интерактивные формы обучения, с точки зрения Т. С. Паниной, Л. Н. Вавиловой,  можно разделить на три группы: дискуссионные, игровые и  тренинговые. Выбор  учителем интерактивных форм обучения зависит от конкретного  содержания темы,   типа и задач урока.

В чем мы видим преимущества  интерактивных форм обучения:

  • интенсифицируют процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач;
  • способствуют развитию умения мыслить неординарно, искать выходы из проблемной ситуации, обосновывать свои позиции;
  • формируют способность к сотрудничеству, партнерские отношения, опыт переживания единения;
  • выше степень включенности ученика в ВОП, достигается эффект обучения, подкрепленного общением, сочетание предметно-практической деятельности и взаимодействия школьников.

Использование в практике преподавания интерактивных форм обучения позволило:

1.  Повысить уровень внутренней мотивации к изучению истории, что выразилось в формировании «портфолио» обучающимися и выборе социально-гуманитарного профиля обучения.

2. Увеличить   качественную успеваемость по предмету,  и  улучшить результаты  школьников на олимпиадах и практических конференция.

2. Снять или уменьшить  коммуникативные затруднения обучающихся, развивать навыки взаимодействия при работе в группах.

3.  Увеличить уровень познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

4. Получить учащимся опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением.

Данные выводы основываются на методике П. И. Третьякова «Мониторинг определения у ученика качества и уровня сформированности ключевых компетенций». Под компетенциями понимаются знания и опыт в той или иной области. Из предложенной методики изучались в динамике умение сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться к окружающей среде.

Использование интерактивных форм обучения в собственной практике убедило нас в том, что эти формы  реально влияют на становление активной позиции школьников в учебной и иной деятельности, обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний по истории.

2-й шаг. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УРОКОВ:

3-й шаг. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА.

            Мы намеренно объединили второй и третий шаги, намереваясь провести данное занятие с коллегами, проговаривая каждый этап работы, определяя эффективность и целесообразность  используемых приемов, форм и методов работы.

4-й шаг. МОДЕЛИРОВАНИЕ.

         Предполагает самостоятельную разработку сценария урока участниками мастер-класса. В методической копилке  будут представлены некоторые приемы педагогической техники и формы уроков, которые наиболее удачно получаются у автора, и могут быть интересны коллегам при работе над уроком.

5-й шаг. РЕФЛЕКСИЯ.

         В приложении предлагаются разные варианты проведения рефлексии...

СКАЧАТЬ...

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz