Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Петякшева Марина Геннадьевна |
|
Активные методы, формы и приемы обучения в деятельности педагога профильной школы
мастер-класс учителя истории
Введение Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог… А.С. Макаренко Педагогический опыт – это определенный опыт профессиональной квалификации и компетентности педагога, который делает возможным получение стабильно высоких результатов в обучении и воспитании. Высокие результаты же достигаются, если учитель не только владеет теорией и методикой преподавания предмета, но и творчески использует арсенал адекватных педагогических средств, моделируя учебные ситуации. Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы. Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам. Мастер-классы являются эффективной формой профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и для учителя, который пассивно относится к своему профессиональному развитию. М. М. Поташник [], характеризуя мастер-класс, отмечает, что это вид профессионального объединения в составе признанного учителя-мастера и группы учителей-учеников. Мастер-класс – это ярко выраженная форма ученичества именно у учителя-мастера, процесс передачи мастером ученикам своего опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы. Цель проведения мастер-классов: создание условий для профессионального развития учителя, в ходе которого приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы. Основные задачи мастер-класса:
Идея проведения мастер-класса изначально ориентирована на результативность работы его «учеников». Активный учитель-участник будет рефлексировать свой педагогический поход, находить способы обновления своей деятельности и встраивать новые приемы и формы работы в индивидуальный педагогический. Пассивный учитель, выполняя определенный алгоритм действий, будет включен в активную познавательную деятельность. Активизация познавательной деятельности всех участников мастер-класса обеспечивается совокупностью факторов:
Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности. Основные научные идеи, заложенные в логику мастер-класса: деятельностный, личностно ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы. Критерии оценки: новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий) Качественно новый результат: умение моделировать урок или занятие в режиме технологии, в которой работает мастер. Алгоритм разработки мастер-класса[ ] 1-й шаг. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:
2-й шаг. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УРОКОВ:
3-й шаг. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА. Проведение урока с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы. 4-й шаг. МОДЕЛИРОВАНИЕ:
5-й шаг. РЕФЛЕКСИЯ. Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Преимущества мастер-класса как формы профессионального общения:
В предлагаемой брошюре учителя истории, работающие в профильных классах, смогут ознакомиться с некоторым опытом автора, изучить приемы педагогической техники, проанализировать их эффективность. Кроме того, содержание мастер-классов позволит педагогам использовать предлагаемый автором теоретический материал как по методике преподавания истории с учетом реализации компетентностного подхода в обучении, так и варианты проведения рефлексии. В содержании мастер-классов вставлен предметный материал, подобранный из вариативных источников и позволяющий любому педагогу эффективно использовать его на своих уроках. Алгоритм подготовки и проведения мастер-класса поможет каждому учителю обобщить свои позитивный опыт и представить его коллегам. Мастер-класс по теме «Российский монополистический капитализм и его особенности. Отечественный и иностранный капитал» впервые был представлен на всероссийской конференции по вопросам профильного обучения (декабрь 2008г, г.Кемерово), высоко оценен коллегами и рекомендован КРИПК и ПРО к позиционированию предлагаемого опыта. Другие материалы публикуются впервые.
1-й шаг. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Основные идеи, лежащие в основе педагогической деятельности автора
Современная ориентация образования на формирование готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения. Для нас важным является:
Обучение результативно, когда:
Это возможно, если используются интерактивные формы обучения, основанные на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Актуальность использования интерактивных форм обучения на уроках определяется следующим:
Интерактивные формы обучения, с точки зрения Т. С. Паниной, Л. Н. Вавиловой, можно разделить на три группы: дискуссионные, игровые и тренинговые. Выбор учителем интерактивных форм обучения зависит от конкретного содержания темы, типа и задач урока. В чем мы видим преимущества интерактивных форм обучения:
Использование в практике преподавания интерактивных форм обучения позволило: 1. Повысить уровень внутренней мотивации к изучению истории, что выразилось в формировании «портфолио» обучающимися и выборе социально-гуманитарного профиля обучения. 2. Увеличить качественную успеваемость по предмету, и улучшить результаты школьников на олимпиадах и практических конференция. 2. Снять или уменьшить коммуникативные затруднения обучающихся, развивать навыки взаимодействия при работе в группах. 3. Увеличить уровень познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. 4. Получить учащимся опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением. Данные выводы основываются на методике П. И. Третьякова «Мониторинг определения у ученика качества и уровня сформированности ключевых компетенций». Под компетенциями понимаются знания и опыт в той или иной области. Из предложенной методики изучались в динамике умение сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться к окружающей среде. Использование интерактивных форм обучения в собственной практике убедило нас в том, что эти формы реально влияют на становление активной позиции школьников в учебной и иной деятельности, обладают большим развивающим потенциалом и положительно сказываются на качестве знаний по истории. 2-й шаг. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УРОКОВ: 3-й шаг. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА. Мы намеренно объединили второй и третий шаги, намереваясь провести данное занятие с коллегами, проговаривая каждый этап работы, определяя эффективность и целесообразность используемых приемов, форм и методов работы. 4-й шаг. МОДЕЛИРОВАНИЕ. Предполагает самостоятельную разработку сценария урока участниками мастер-класса. В методической копилке будут представлены некоторые приемы педагогической техники и формы уроков, которые наиболее удачно получаются у автора, и могут быть интересны коллегам при работе над уроком. 5-й шаг. РЕФЛЕКСИЯ. В приложении предлагаются разные варианты проведения рефлексии... |
|
Официальный сайт учителя истории © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |