Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Обновление системы профориентационной работы в школе в условиях перехода на ФГОС СОО

 

 

 

Автор:

Шаверина Анастасия Олеговна, 9 класс

МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа», с.Старопестерево Беловского района

                                  Научный руководитель:

Петякшева Марина Геннадьевна, учитель обществознания, высшая квалификационная категория   

 

Введение

                          Тема «Обновление системы профориентационной работы в школе в условиях перехода на ФГОС СОО» на первый взгляд может показаться не актуальной. Однако нельзя не согласиться с тем, что, во-первых, реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая.  

                 Во-вторых, ФГОС СОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"), одной из характеристик которого является подготовленность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества. Понятно, что это требует обновления профориентационной работы в школе в целом и  подчеркивает актуальность выбранной темы для исследования и составления проекта.

                 Объект исследования - система профориентационной работы в школе, т.е.  организованная, управляемая деятельность, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества. 

                 Предмет исследования – оптимальная модель обновления профориентационной работы в школе в условиях перехода на ФГОС СОО.

                 Цель исследования: выявление результативных форм профориентационной работы, реализуемой в школе; поиск путей и моделей обновления системы профориентационной работы в школе.

Задачи исследования:

  1. Изучить теорию по теме: суть и содержание профориентационной работы, основные компоненты и направления деятельности.
  2. Составить анкету по изучению результативности профориентационной работы в школе. Провести анкетирование обучающихся 1-11 классов, обработать и систематизировать материал.
  3. Проанализировать планы профориентационной работы в школе за 2011-2014 уч.г., определить сильные стороны и ограничения .
  4. Провести конкурс на лучшую идею по профориентационной  работе в школе, собрать банк идей, проранжировать их с точки зрения результативности.
  5. Разработать проект системы профориентационной работы в школе в соответствии с ФГОС СОО. Разместить проект на школьном сайте для ознакомления всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.  Подготовить проект к реализации с 2014-2015 уч.г.

                 Гипотеза:  если выстроить систему профориентационной работы в школе на принципах личной значимости для каждого, сотрудничества всех участников воспитательно-образовательного процесса, оптимального использования возможностей социума, системно-деятельностного подхода в реализации, сформировать у обучающихся подготовленность к осознанному выбору профессии и  понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества. Новизна работы связана с тем, что переход на ФГОС СОО является инновационным процессом, который осуществляется пилотными школами, при составлении проекта учитываются  общие требования Стандарта (формирование универсальных учебных действий, системно-деятельностный подход к обучению, требования к результатам реализации). Практическая значимость работы  заключается в  том, что данный проект может быть взят за основу реализации  профориентационной работы  любым образовательным учреждением. Проект позволит решать выявленную проблему – позволит формировать мотивы саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии.При написании работы использовались методы анкетирования, классификации, моделирования ситуации. Работа состоит из введения, 2 глав и заключения.

 

ГЛАВА 1  Система профориентационной работы

 

           В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися. Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка. Задачи: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения; знакомство с рынком труда и миром профессий. Успешная реализация поставленных задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений. Структура профориентации может быть представлена в виде треугольника. Основание треугольника представляет собой учет индивидуально-психологических особенностей человека, одна из сторон – знание требований профессии к человеку, вторая сторона – учет требований рынка профессий. 

    В профессиональной ориентации выделяют основные направления, представленные в таблице:

Направление

Содержание  деятельности

Профессиональное просвещение 

           Научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости.

            Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость. 

Профессиография

           Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека.

Профдиагностика

            Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся.

Профконсультация 

           Непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора.

          Профконсультация стимулирует размышления школьника о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов.

          Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности. В процессе профотбора предусматривается диагностика: помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятельности социально-психологические качества – коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, направленность личности, в том числе и интерес как мотивационно-обусловленное отношение к профессии. С профессиональным отбором связана проблема профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Профессиональная пригодность характеризует возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом. 

Профессиональная адаптация 

            Активный процесс приспособления личности к производству, условиям рынка труда, особенностям конкретной деятельности, новому социальному окружению, трудовому или учебному коллективу. Адекватная самооценка личности своей профессиональной пригодности может рассматриваться как один из факторов ее успешной адаптации.

 

    Анализ плана работы школы по профориентации за 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 уч.г показал: наиболее полно представлен блок психологического диагностирования, не все разделы представлены в полном объеме, предлагаемые формы работы стандартны и предлагают передачу информации при пассивном восприятии ее школьниками. При этом планы работы в этом направлении отличаются незначительно, анализ  результатов профориентации оной работы носит формальный характер, так как не используются критерии оценки результатов.

    Анкетирование обучающихся показало, что объем получаемой информации меньше, чем они хотели бы получить (45% респондентов); рынок востребованных профессий представлен не в полном объеме (38%); не практикуются активные и интерактивные формы работы по профориентации (53%);  традиционные экскурсии на предприятия не удовлетворяют запросам обучающихся (73%), нет экскурсий на предприятия города и области.

    Таким образом, выявленные проблемы – несоответствие профориентационной работы в школе запросам обучающихся и требованиям нормативных документов, формальный подход к организации профориентационной работы, исключение активных и интерактивных форм работы – стали причинами составления проекта.

 

 

 

ГЛАВА 2   Проект профориентационной работы в школе в условиях реализации ФГОС СОО

 

Цель: создание условий целенаправленной и результативной профориентационной работы в школе с учетом перехода на ФГОС СОО

Задачи:

  1. Наполнить содержанием основные направления профориентационной работы на основе результатов проведенного в школе конкурса.
  2. Выбрать результатвиные формы, методы и технологии реализации профориентационной работы в школе.
  3. Найти измерители результативности профориентационной работы в школе.
  4. Определить формируемые УУД.

Социальные партнеры: ДК «Горняк», библиотека, администрация Беловского района, КемГУ, шахта «Чертинская-коксовая», районный отдел полиции.

Направление

Планируемые мероприятия

Методы и технологии

Измерители результативности

1.

Профессиональное просвещение 

  1. Месячник профориентации «Профессиональный компас».
  2. Проведение Дней профессий, дней открытых дверей и открытых уроков по профессиям.
  3. Организация встреч школьников с успешными работниками производства.
  4. Проведение конкурсов «Лучший по профессии среди учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ».
  5. Организация профориентационных экскурсий в ОУ ВПО, НПО и СПО и на предприятия-партнеры.
  6. Проведение мастер – классов и профессиональных проб для старшеклассников на базе ОУ ВПО, НПО и СПО и предприятий-партнеров.
  7. Круглый стол «Профессии, востребованные на рынке труда».
  8. Конференция «Профессии наших родителей».
  9. Оргдеятельностные игры «Я выбираю».
  10. Игра «Фирма».
  11. Создание раздела на школьном сайте по реализации профориентационной работы в школе.
  12. Экскурсии в центр занятости населения. Изучение рынка труда г.Белова, Кемеровской области.

Интерактивные формы проведения: дискуссии, круглые столы, конференции.

 

Технологии: групповые, проектные.

  1. Формирование знаний о профессиях. Проведение диагностик и творческих работ.
  2. Участие в конкурсах и результаты.
  3. Процент соответствия выбранных учебных заведений и профессий потребностям общества, региона.
  4. Процент обучающихся, выбравших профессии своих родителей.

2.

Профессиография

  1. Творческий проект «Моя будущая профессия» (рисунки, сочинения, справочники по профессиям, буклеты).
  2. Школьная ярмарка профессий.
  3. Составление банка профессий Кемеровской области.

ТРКМ, проектная технология, КТД

  1. Процент обучающихся, участвующих в проектной деятельности.
  2. Качество и полнота составленного банка профессий.
  3. Частота презентации материала на школьном сайте, информационных уголках в школе.

3.

Профдиагностика

  1. Сбор и систематизация банка диагностик.
  2. Диагностирование обучающихся.
  3. Составление индивидуальных карт обучающихся.
  4. Использование онлайн-тестирования.

 

Полнота информации.

4.

Профконсультация 

Индивидуальная работа по запросам, консультирование. Формирование навыка выстраивания образовательного маршрута с учетом результатов диагностики.

Диалоговое общение.

Составленный образовательный маршрут/ % от всех обучающихся 10-11 классов.

Осознанный выбор/понимание требований, предъявляемых к профессии и соотнесение их с личностными качествами.

5.

Профессиональная адаптация 

  1. Проведение профессиональных проб.
  2. Экскурсии на предприятия города и области.
  3. Проведение дней самоуправления.
  4. Проведение учебных практик в профильных группах.

Проектная технология, ТРИИК.

Защита проектных работ по итогам практик и профессиональных проб.

6.

Профессиональное воспитание

Позиционирование  положительного опыта трудовой деятельности родителей, лучших работников в различных сферах деятельности на школьном сайте

ТРИИК

 

 

                               Формируемые УУД представлены в таблице. (Приложение)

                   Таким образом, представленный нами проект может быть положен в основу реализации  профориентационной работы в школе в условиях перехода на ФГОС СОО. Учтены ограничения традиционной системы профориентационной работы в школе: включены вариативные технологии и формы,  предложенные во время конкурса обучающимися; предусматривающие активное участие и деятельность обучающихся, предусмотрены интерактивные  формы работы, расширены социальные партнеры, учтен положительный опыт ОУ и сотрудничество всех участников воспитательно-образовательного процесса.

 

 

 

 

 

Заключение

 

        “Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача общеобразовательной школы. Ее успешное осуществление связано с постоянными поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения школьной молодежи способствует успеху профориентационной деятельности” [3;3-4].

        Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Профессиональная ориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

        Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.

Литература

1. Взаимодействие общеобразовательной школы и специальных учебных заведений в профессиональной ориентации молодежи: Межвузовский сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1984, стр. 98;

2. Захаров Н.Н. “Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов”. – М.: Просвещение, 1988 – 272 стр.;

3. Мартынова С.С. “Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации)”; Омск: Омский пед. ин-т, 1976 -196 стр.;

4. “Профессиональная адаптация молодежи”; М.: Издательство Моск. ун-та, 1969 – 128 стр.

5. “Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения” / Под ред. канд. пед. наук В.А. Полякова; М.: Просвещение, 1972 – 160 стр.;

6. “Профессиональная ориентация молодежи”/ А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 1989 – 272 стр.;

7. “Профессиональная ориентация и обучение труду в сфере обслуживания”/ [В. А. Аптекман, В. Н. Зубков, И. М, Пацула; под ред. Б. Н. Ройзмана] М. – Высшая школа, 1979 – 128 стр.;

8.“Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов”; под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 1988-223 стр.

9. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э.“Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985-112 стр. - (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки);

10.www.redline.ru/education.old/rubricator;

11.www.infomost.ru/pmuz/number

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Класс

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

10

класс

В условиях психолого-педагогического сопровождения

-могут простраивать личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 

-понять  связи между целью деятельности и ее мотивом; 
-осуществлять моральный выбор, давать нравственные оценки, исходя из социальных и личностных ценностей.

 Могут совместно с учителем  или самостоятельно:

-сформулировать  познавательные цели;

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

 -переводить информацию в другие системы, моделировать;

 -структурировать знания; 

- в устной и письменной речи выражать свои мысли;

-искать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; 
-осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; выбирать критерии;

-работать с разными по стилю текстами;

-создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-осуществлять анализ

для сравнения, сериации, классификации объектов; 

-устанавливать причинно-следственные связи;
- постраивать логические цепи рассуждений, 
доказательство; 
- выдвигать гипотезы и их обоснование; 
-осуществлять поиск путей ее решения.

Могут:

-слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-планировать  сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 
-проявлять  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 
- разрешать конфликты;

-управлять своим поведением;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 
 

Могут в условиях сотрудничества с учителем:

- определять цели;

-планировать деятельность с учетом промежуточных и конечных результатов;

- прогнозировать;

-осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 
- корректировать;

- давать оценку;

-проявлять волевые усилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

11 класс

Могут самостоятельно:

- простраивать личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; 

- понять и осознать  связи между целью деятельности и ее мотивом; определить личные мотивы; 
-  осуществлять моральный выбор, давать нравственные оценки, исходя из социальных и личностных ценностей и личной позиции;

-работать в коллективе, выполнять разные роли, нести ответственность.

Могут самостоятельно:

-сформулировать  познавательные цели;

-  осуществлять поиск и выделение необходимой информации; работать с вариативными источниками информации, используя Интернет ресурсы;

 -переводить информацию в другие системы,  считывать и анализировать информацию  в схемах, таблицах, диаграммах;

-моделировать;

 -структурировать знания; 

- в устной и письменной речи выражать свои мысли;

-искать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; 
-осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и синтез материала; выбирать критерии при контроле учителя; 
- работать с разными по стилю текстами;

- создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-осуществлять анализ для сравнения, сери, синтез ации, классификации объектов; 
-устанавливать причинно-следственные связи;
- постраивать логические цепи рассуждений, 
доказательства; 
- выдвигать гипотезы и их обоснование. 
-самостоятельно создавать способов решения проблем творческого и поискового характера.

Могут:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, инициировать общение и взаимодействие;

-планировать  сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 
- проявлять  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 
- разрешать конфликты и избегать конфликты;

-управлять своим поведением и поведением одноклассников;

-  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 
 

Могут самостоятельно:

- определять цели;

-планировать деятельность с учетом промежуточных и конечных результатов;

- прогнозировать;

-осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 
- корректировать;

- давать оценку;

-проявлять волевую саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

-преодолевать препятствия.

 

Выпускник  средней  школы будет обладать следующими характеристиками к окончанию 11-го класса:

  • глубокое знание учебных предметов; умение интегрировать знания  из смежных областей, представлять единую научную картину мира;
  • высокий уровень способности решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях (высокий уровень развития основных компетенций, достаточная функциональная грамотность);
  • информационная готовность к осуществлению зрелого выбора будущего профессионального пути.

СКАЧАТЬ...

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz