Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Основы бюджетной грамотности: бюджет государства

(экономические и правовые аспекты)

 

Программа элективного курса для 10-11 классов

социально-экономического профиля

Составитель:

Петякшева М.Г., учитель обществознания МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа Беловского муниципального района

Пояснительная записка

         Достаточно трудно найти человека, который ни разу не встречался бы  с понятием бюджета в своей обычной жизни. Чаще всего используются  выражения «бюджет семьи», «бюджет государства», бюджет - буквальное значение определенного количества денег, которое поступает и расходуется. В дословном переводе  «bougette» (старонормандский яз.) — кошель, сумка, кожаный мешок, следовательно, для понимания  понятия бюджета необходимо ряд уточнений, а именно, кому принадлежит этот «кошелек», кем пополняется, на какие цели может быть потрачено содержимое?  Конечно это вопросы уровня обывателя, однако стремление получить ответы именно на эти вопросы  движет учеными финансистами и экономистами для наиболее полного и развернутого определения понятия и сущности бюджета.

         Одной из задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании на 2014-2016 гг., стала разработка особого документа – «Бюджета для граждан», с помощью которого каждый гражданин может разобраться в бюджетной политике страны, региона или муниципалитета и найти ответы на интересующие его вопросы. Такие бюджеты для своих граждан создают пока только 26 государств. В 2013 году Российская Федерация присоединилась к числу стран, которые раскрывают гражданам данные о бюджетной политике в формате «бюджета для граждан», главная цель - научить россиян пользоваться этими данными; понимать, как они участвуют в наполнении бюджета; знать, когда и как они могут повлиять на бюджетную политику, проконтролировать расходование бюджетных средств.

         Актуальность  формирования бюджетной грамотности школьников определена рядом факторов:

1. Необходимостью понимания процесса формирования и расходования бюджета государством, что будет способствовать складыванию гражданской позиции и ответственности при выплате налогов.

2. Бюджетная грамотность – одна из сторон финансовой грамотности, полученные знания позволят сформировать активную и рациональную позицию субъекта рыночных отношений (ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски рыночной экономики)

3. Потребностью грамотного формирования и управления собственным бюджетом: принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов, избегать излишней личной задолженности, учиться

сберегательному поведению.

         Цель программы: повышение  бюджетной  грамотности  обучающихся  в  процессе  знакомства   с   приоритетными   направлениями   бюджетной   политики Российской Федерации и формирование компетенций в области бюджета и финансов.

         Задачи:

1. Сформировать знания об основах бюджетной политики, бюджетной системе, принципах формирования государственного бюджета и основных направлениях его расходования в российский Федерации.

2.  Обеспечить в   процессе   изучения   курса   «Основы бюджетной грамотности» условий   для   овладения   обучающимися   ключевыми компетенциями, составляющими основу  осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на протяжении всей жизни.

3. Создать условия для формирования у обучающихся российской гражданской  идентичности,  мировоззренческой, ценностно-смысловой  сферы  обучающихся,  толерантности, приобщения  к ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.

         Особенность программы -  интеграция  содержания экономического и правоведческого характера, расширение  предметного содержания профильных предметов «Экономика» и «Право» в классах социально-экономического профиля; возможность работать с документами сельского поселения по формированию и исполнению бюджета, встречаться с  должностными лицами, анализировать результативность исполнения бюджета, видеть проблемы формирования и исполнения бюджета. Программа предусматривает 34 часа.

         Программа рассчитана на обучающихся старших классов, что предполагает использование следующих форм, методов и технологий при проведении  занятий:

Формы занятий

Методы

Технологии

  • практическая работа
  • занятие-исследование
  • проектная лаборатория

 

  • частично-поисковый
  • проблемного обучения
  • исследовательский
  • технология развития критического мышления
  • групповые технологии
  • игровые технологии
  • ИКТ-технологии

 

         В   результате    изучения   курса   обучающиеся овладеют следующими компетенциями:

  • в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально  распределять  свои материальные  и  трудовые  ресурсы, составлять семейный бюджет по аналогии составления бюджета государства;
  • в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской     деятельности,     выбирать     профессии, востребованные  на  рынке  труда,  быть  способным рассчитать  выгоды и издержки любого дела;
  • в  сфере  гражданско-общественной  деятельности  и  межличностных отношениях: корректно взаимодействовать  с  государством  и  другими гражданами в процессе экономической деятельности; грамотно применять полученные  знания для  определения  экономически  рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • в   сфере   познавательно-коммуникативной: объяснять   изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение  необходимой  информации  из  источников,  созданных  в различных  знаковых  системах  (текст,  таблица,  график,  диаграмма, аудиовизуальный  ряд  и  др.).  Отделять  основную  информацию  от второстепенной,   критически   оценивать   достоверность   полученной информации,  передавать  содержание информации в  соответствии  с поставленной   целью;   критически   осмысливать   экономическую информацию,  экономический  анализ  общественных  явлений  и  событий для получения опыта познавательной и практической деятельности;
  • в   сфере   массовой   коммуникации: уметь   находить,   критически воспринимать и комплексно анализировать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.

 

Тематический план

Раздел, темы

Количество часов

Из них

теория

практика

1.

Бюджетная система РФ

18

7

11

 

1.1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Структура бюджета. Бюджеты разных уровней.

1

1

-

 

1.2. Источники пополнения бюджета.

2

1

1

 

1.3. Роль налогов в формировании доходов бюджета.

2

1

1

 

1.4.Основные статьи расходов бюджетов разных уровней.

2

-

2

 

1.5. Дефицит и профицит бюджета.

2

2

-

 

1.5.Источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджетов разного уровня.

2

1

1

 

1.6. Государственный долг.

2

1

1

 

1.7.Проектная работа «Анализ  бюджета муниципального образования «Старопестеревское сельское поселение» Беловского муниципального района»

5

-

5

2.

Бюджетное законодательство и бюджетный процесс в  РФ

16

3

13

 

2.1. Бюджетное законодательство РФ.

1

1

-

 

2.2.Бюджетный процесс в РФ. Финансово-бюджетная политика.

2

2

 

 

2.3. Бюджетные полномочия органов государственной власти разных уровней.

3

-

3

 

2.4.Финансовый план. Порядок составление проекта бюджета РФ.

2

-

2

 

2.5. Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов разного уровня.

1

-

1

 

2.6. Исполнение бюджетов.

2

-

2

 

2.7.Исследовательская работа: «Анализ результатов исполнения бюджетов за  прошедший год муниципальным образованием «Старопестеревское сельское поселение» Беловского муниципального района»

5

-

5

 

Основное содержание программы

 

         Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ.  Экономическая сущность и содержание бюджета. Государственный бюджет. Задачи бюджета. Бюджетное устройство, межбюджетные отношения.
         Доходная часть бюджетов. Понятия о доходах бюджетов. Доходы федерального бюджета. Доходы бюджетов субъектов РФ. Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Доходы местных бюджетов. Налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог за пользование природными ресурсами
         Расходы бюджетов. Бюджетополучатели. Бюджетная классификация. Функциональная классификация расходов бюджетов. Экономическая классификация расходов бюджетов. Капитальные расходы бюджетов. Текущие расходы бюджетов. Резервные фонды. Резервный фонд Президента РФ. Расходные обязательства РФ. Расходные обязательства субъекта РФ. Расходные обязательства муниципального образования. Государственные заимствования РФ. Дефицит бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета. Стабилизационный фонд РФ. Источники формирования Стабилизационного фонда.  Государственный долг. Внутренние и внешние источники покрытия долга, гарантии.

    Бюджетное законодательство. Бюджетный период.  Система органов, обладающая бюджетными полномочиями. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти. Бюджетные полномочия органов государственной власти субъектов РФ

    Бюджетный процесс. Понятие бюджетного процесса. Финансово-бюджетная политика. Финансовое планирование. Территориальное сводное финансовое планирование. Составление проектов бюджетов. Перспективный финансовый план.  Порядок составления проекта федерального бюджет. Рассмотрение и утверждение бюджетов. Исполнение бюджета. Бюджетное обязательство. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.


СКАЧАТЬ....

 

 

 

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz