Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Общество и человек»
Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания по теме, научить анализу обществоведческой информации.
Развивать умение выполнять задания в формате ЕГЭ: анализировать, сравнивать, делать выводы, давать оценочные суждения.
Организация обучающихся на работу:
Организационный момент.
Словарный диктант:
Активное взаимодействие человека с окружающей средой в целях удовлетворения своих потребностей – деятельность
Представитель человеческого рода – индивид
Человек с системой социально значимых черт общества – личность
Осознанная нужда в чем либо – потребность
Стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей – самоактуализация
Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения – общество
Использование животными отдельных предметов в качестве орудий труда и изготовление примитивных орудий труда с помощью лап и зубов – приспособление
Средства, созданные самим человеком и используемые в процессе труда – орудия труда
Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности – общественные отношения
Все созданное человеком, вторая природа – культура
Присущие разным культурам общих черт и форм – культурные универсалии
Наука о сущности и истории государства и права – юриспруденция
Наука о нормах морали – этика
Наука о законах искусства, художественного творчества людей
Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемые нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей человека – социальные институты
Упорядочение и придание нормативного характера новым общественным связям – институциализация
Научное исследование происхождения человека – антропогенез
Система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов – мораль
Высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке – идеал
То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества – ценности
Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов человека, социальной группы, личности - мировоззрение
Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность – цель
Побудительная причина деятельности – мотив
Деятельность, направленная на приобретение знаний и способов деятельности – учение
Деятельность, направленная на достижение практического результата – труд
Деятельность с условными атрибутами, правилами, направленная на приобретение опыта – игра
Процесс постижения действительности, накопления и осмысления знаний – познание
Философское течение, отрицающее познаваемость мира – агностицизм
Форма познания, для которой свойственны ощущения, восприятия, представления – чувственное
Отражение отдельных свойств, признаков, предметов и процессов 0 ощущения
Целостное отражение предметов в многообразии их свойств – восприятие
Отражение предмета без его непосредственного присутствия – представление – представление
Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей – понятие
Мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания – суждение
Рассуждения, на базе которых выводятся новые суждения – умозаключение
Соответствие полученного знания действительности – истина
Ограниченное верное знание о чем-либо – относительная истина
Задания для работы в парах
Что обществоведы вкладывают в понятие «научное познание»? Составьте пять предложения по теме «Научное познание»
Что отличает научное познание от других видов знания?
Что обществоведы вкладывают в понятие «деятельность». Составьте три предложения по теме «Деятельность». Назовите как можно больше отличий деятельности человека от поведения животных
Что обществоведы вкладывают в понятия «общество» и «природа». Приведите по три примера (+) и (-) влияния человека на природу и природы на человека.
Что обществоведы вкладывают в понятие «культура»? Приведите 3 предложения для раскрытия данной темы.
Что обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Что понимается под узким и широким смыслом понимания «общества»?
Охарактеризуйте общество как систему. Охарактеризуйте общество как динамическую систему
Что обществоведы вкладывают в понятие «социальные институты»? Охарактеризуйте исторически сложившиеся социальные институты.
Составьте подробный план по теме «Человек как продукт биологической, социальной, культурной эволюции».
Составьте подробный план по теме: «Человек как существо духовное».
Что обществоведы вкладывают в понятие «Структура деятельности»? составьте 5 предложений по теме.
Охарактеризуйте многообразие деятельности: практическая и духовная деятельность, прогрессивная и реакционная деятельность, созидательная и разрушительная деятельность, законная и незаконная деятельность, моральная и аморальная деятельность, однообразная, монотонная, шаблонная деятельность; инновационная, изобретательская, творческая деятельность, экономическая, социальная, политическая деятельность.
Приведите примеры.
Объясните фразу
«Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей – это самоубийство»
«Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в личной его судьбе, а в социальных судьбах всего человечества»
«Личностью не рождаются, личностью становятся»
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество»
«Власть над собой – самая высшая власть, порабощенность своими страстями – самое страшное рабство»
«Деятельность – единственный путь к знанию»
«Человек может быть определен как животное стыдящееся»
«Истина принадлежит человеку, заблуждение – его эпохе»
«Свобода не в том, чтоб сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой»
«Человек по своей природе – антиобщественное существо, свободный и эгоистичный индивид»
Индивидуальное задание:
характеристика традиционного, индустриального и постиндустриального общества
понятие «общество» и «государство» по мнению обществоведов нетождественны. Конкретизируйте это утверждение с помощью трех примеров.