Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Петякшева Марина Геннадьевна |
|
ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК для обучающихся 5-9 классов Авторы-составители Т. П. Андреева, учитель математики; Л. В. Арлашева, Почетный работник общего образования, директор школы, учитель химии; А. А. Братышова, учитель русского языка; Н.И. Вельтищева, учитель математики; Е. В. Голубева, учитель физики; Р. В. Забуга, начальник управления образования Беловского муниципального района; учитель истории; Т. Д. Зернаева, учитель технологии; Л. В. Злыгостева, учитель ИЗО; Е. В. Кузнецова, учитель биологии; С. К. Мазалевская, учитель математики; О. В. Митин, учитель географии; М. Г. Петякшева, Почетный работник общего образования, учитель истории; Е. Н. Шеметова, учитель русского языка; Т.Н. Фролова, учитель русского языка.
Научное руководство Н.Э. Касаткиной, доктора педагогических наук, профессора, академика МАН ВШ и АПСН, заведующей межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, заслуженного работника высшей школы РФ, лауреата премии Правительства РФ в области образования
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Малая академия наук» рассчитана на 5-9 классы, является продолжением одноименной программы для 1-4 классов. Предусматривает межпредметную интеграцию, системно-деятельностный подход и развитие исследовательских и творческих навыков школьников. Адресована коллективам педагогов школы, работающим в условиях введения ФГОС ООО.
Малая академия наук [Текст]: программа внеурочной деятельности / авторы-сост.: И.Г.Аландаренко, Т.П.Андреева, Л.В.Арлашева, А.А.Братышова, Е.В.Голубева, Р.В.Забуга, Т.Д.Зернаева, Л.В.Злыгостева, Е.В.Кузнецова, С.К.Мазалевская, О.В.Митин, М.Г.Петякшева, Е.Н.Шеметова, Т.Н.Фролова; научное руководство Н.Э.Касаткиной. – Старопестерево, 2013.
8-384(52)53-3-45, pestery@mail.ru
Пояснительная записка
"Интеллект - это глобальная способность, действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами" Векслер
Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. В нашем образовательном учреждении имеется опыт организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования. Учитывая интерес к реализуемым программам, наличие ресурсов для их реализации педагогами школы, планируются на ступени основного общего образования следующие программы:
Программа «Малая академия наук» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок реализации программы 2013-2018 уч.г. Данная программа является логическим продолжением программы общеинтеллектуального развития, реализуемой в МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» в рамках ФГОС НОО. Составители программы: педагогический коллектив образовательного учреждения. Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО. Программа составлена в рамках региональной деятельности базовой школы по отработке модели внеурочной деятельности на ступени ООО, научный руководитель Касаткина Н.Э, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, академик МАПиСН, зав. межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью умственной деятельности. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Развитый интеллект отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи; системность, обеспечивающая внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых путей изучения действительности. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др. Понятие “интеллект”, перешедшее в современные языки из латыни в XVI веке и обозначавшее первоначально способность понимать, становится в последние десятилетия все более важной общенаучной категорией. В литературе обсуждаются интеллектуальные ресурсы отдельных групп населения и интеллектуальные потребности общества в целом. Доказано, что интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта. Организация внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального направления, продолжение предметных линий и использованием эффективных форм проведения занятий, позволит успешно решать проблемы развития интеллекта обучающихся. Цель программы: формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию. Задачи программы
Новизна программы состоит в органичном соединении опыта образовательного учреждения по интеллектуальному развитию обучающихся – организация деятельности научного общества школьников «Мыслители», проведение ученических конференций, творческих выставок и предметных декад, литературных гостиных – и реализации межпредметного подхода, ориентации на расширение практической деятельности обучающихся, совершенствовании навыка проектной и исследовательской деятельности, возможности творческой самореализации личности. Педагогическая целесообразность определена необходимостью продолжения программы «Малая академия наук», реализуемой на 1 ступени обучения, расширением педагогического пространства для формирования интеллектуальных способностей обучающихся основной школы вне уроков. Особенности реализации программы
Новым в программе является блок психологического сопровождения, выделены в отдельные блоки исследовательская и проектная деятельность, интеллектуальные игры. Межпредметный подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования и обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.
Условия реализации программы
Реализация связи с урочной деятельностью: содержание программы выстроено на принципе межпредметной интеграции и позволяет обучающимся расширить кругозор по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов. Возможность распространения и использования программы: размещение программы на сайте ОУ и сайтах педагогических сообществ «Прошколу.ру», «Педсовет.ру» позволит распространить программу; участие в конкурсе программ станет позиционирование ее на региональном уровне. Программа предполагает кроме учебно-тематического плана и содержания приложения со сценариями занятий внеурочной деятельности и дает возможность любому педагогу использовать их вариативно. Диагностичность При исследовании интеллекта предполагается использование следующих методов:
Также мы предлагаем методику для диагностики уровня интеллекта «ШТУР». Это школьный тест умственного развития. Он разработан учеными Научно– исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР и предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста. Он включает шесть наборов заданий (субтестов): «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды»; методика «Эрудит»; тест Айзенка, тест технического мышления Беннета, тесты Стенфорд-Бинэ (bine-test.ru), тест Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС) (Приложения 1-3) Реалистичность реализации программы внеурочной деятельности Реалистичность программы объясняется тем, что она выстроена в большей мере на основе имеющегося опыта ОУ в развитии интеллектуальных способностей обучающихся; в наличии имеется материальная база, необходимая для реализации; удовлетворяются вариативные запросы обучающихся; педагоги заинтересованы в реализации программы, так как это дает возможность организации работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к познавательной деятельности. Использование технологий Среди технологий, методов и приёмов развития УУД во внеурочной деятельности в основной школе особое место отводится учебным ситуациям, которые могут быть построены на предметном, межпредметном и надпредметном содержании. Основные виды учебных ситуаций:
Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач:
При проведении занятий внеурочной деятельности будут использоваться технологии: ТРКМ на основе чтения и письма, технология проблемно-диалогового обучения, групповые технологии, ИКТ-технологии, технология системно-деятельностного обучения, интерактивные формы обучения. Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в малых группах); формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:
|
|
Официальный сайт учителя истории © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |