Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 по общеинтеллектуальному направлению

 

МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

для обучающихся 5-9 классов

Авторы-составители

          Т. П. Андреева,  учитель математики;

          Л. В.  Арлашева, Почетный работник общего образования, директор школы, учитель химии;

          А. А. Братышова, учитель русского языка;

          Н.И. Вельтищева, учитель математики;

          Е. В. Голубева,  учитель физики;

          Р. В. Забуга, начальник управления образования Беловского муниципального района; учитель истории;

          Т. Д. Зернаева, учитель технологии;

          Л. В. Злыгостева, учитель ИЗО;

          Е. В. Кузнецова, учитель биологии;

          С. К. Мазалевская, учитель математики;

          О. В. Митин, учитель географии;

          М. Г. Петякшева, Почетный работник общего образования,  учитель истории;

          Е. Н. Шеметова, учитель русского языка;

          Т.Н. Фролова, учитель русского языка.

 

Научное руководство

          Н.Э. Касаткиной, доктора педагогических наук, профессора, академика МАН ВШ и АПСН, заведующей межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, заслуженного работника высшей школы РФ, лауреата премии Правительства РФ в области образования

         

 

          Программа  внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления  «Малая академия наук»  рассчитана на 5-9 классы, является продолжением одноименной программы для  1-4 классов. Предусматривает межпредметную интеграцию, системно-деятельностный подход  и развитие исследовательских и творческих навыков школьников.

          Адресована коллективам педагогов школы, работающим в условиях введения ФГОС ООО.  

 

Малая академия наук [Текст]: программа внеурочной деятельности / авторы-сост.: И.Г.Аландаренко, Т.П.Андреева, Л.В.Арлашева, А.А.Братышова, Е.В.Голубева, Р.В.Забуга, Т.Д.Зернаева, Л.В.Злыгостева, Е.В.Кузнецова, С.К.Мазалевская, О.В.Митин, М.Г.Петякшева, Е.Н.Шеметова, Т.Н.Фролова;  научное руководство Н.Э.Касаткиной. – Старопестерево, 2013.

 

8-384(52)53-3-45, pestery@mail.ru

 

Пояснительная записка

 

"Интеллект - это глобальная

способность, действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными

обстоятельствами"

Векслер

 

Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.  

В нашем образовательном учреждении  имеется опыт организации внеурочной деятельности на ступени начального общего образования. Учитывая интерес к реализуемым программам, наличие ресурсов для их реализации педагогами школы, планируются на  ступени основного общего образования  следующие программы:

Направление внеурочной деятельности

Название программы

Срок реализации

Количество

часов в неделю

Преподаватель

Духовно-нравственное

Музыка-душа народа

5-9 класс

2

Аландаренко И.Г., учитель музыки

Социальное

Умелые руки не знают скуки

5-9 класс

2

Зернаева Т.Д., учитель технологии

Общеинтеллектуальное

Малая академия наук

5-9 класс

2

Коллектив педагогов

Общекультурное

Моя коллекция

 

 

Волшебная палитра

5-6 класс

 

 

 

5-9 класс

1

 

 

 

1

Петякшева М.Г., учитель истории

 

Злыгостева Л.В., учитель ИЗО

Спортивно-оздоровительное

Игротека

 

 

 

Туристическая тропа

5-9 класс

 

 

 

5-9 класс

1

 

 

 

1

Новоселова Н.В., учитель физической культуры

Митин О.В., учитель географии

 

     Программа «Малая академия наук» относится к  общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-9 классов, срок реализации программы 2013-2018 уч.г. Данная программа является логическим продолжением программы общеинтеллектуального развития, реализуемой в МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» в рамках ФГОС НОО. Составители программы: педагогический коллектив образовательного учреждения. Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО.  Программа  составлена в рамках  региональной  деятельности базовой школы по отработке модели внеурочной деятельности на ступени ООО, научный руководитель  Касаткина Н.Э, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, академик МАПиСН, зав. межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики

         Актуальность выбранного направления определяется ведущей ролью умственной деятельности. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.           Развитый интеллект отличает активное отношение к окружающему миру,  стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи; системность, обеспечивающая внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых путей изучения действительности.

           Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития внесли Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, Т.В.Кудрявцев, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, И.С.Якиманская и др. Понятие “интеллект”, перешедшее в современные языки из латыни в XVI веке и обозначавшее первоначально способность понимать, становится в последние десятилетия все более важной общенаучной категорией. В литературе обсуждаются интеллектуальные ресурсы отдельных групп населения и интеллектуальные потребности общества в целом.

         Доказано, что интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и что оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в актах, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта. Организация внеурочной деятельности в рамках общеинтеллектуального направления, продолжение предметных линий и использованием эффективных форм проведения  занятий, позволит успешно решать проблемы развития интеллекта обучающихся.

Цель программы:  формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения  поставленных задач,  самообразованию и саморазвитию.

Задачи программы

  1. Развивать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность мышления. Продолжить развитие способности обучающихся к  мыслительным  операциями – анализу, синтезу,  сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию.  Обучать приемам доказательства.
  2. Продолжить обучение школьников способам  самостоятельной организации учебной деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю, рефлексии при выполнении исследовательских и проектных работ.
  3. Способствовать расширению кругозора,  развивать навык интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач.
  4. Продолжить обучение школьников работе с различными источниками информации, включая электронные образовательные ресурсы.
  5. Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность  обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия. Создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде  во взаимодействии с другими людьми.
  6. Продолжить формирование рефлексивной культуры школьников.

Новизна программы  состоит в органичном соединении опыта образовательного учреждения по интеллектуальному развитию обучающихся – организация деятельности научного общества школьников «Мыслители», проведение ученических конференций, творческих выставок и предметных декад, литературных гостиных – и реализации  межпредметного подхода, ориентации на расширение практической деятельности обучающихся, совершенствовании навыка проектной и исследовательской деятельности, возможности творческой самореализации личности.

   Педагогическая целесообразность  определена необходимостью продолжения  программы «Малая академия наук», реализуемой на 1 ступени обучения, расширением педагогического пространства для формирования интеллектуальных способностей обучающихся  основной школы  вне уроков.

     Особенности реализации программы

  1. Структура содержания программы «Малая академия наук» на ступени начального общего  строилась на предметных кафедрах, продолжительность  занятий на каждой кафедре – 10 часов в год, предусматривалась проектная и исследовательская деятельность, проведение конференций по итогам года. Структура программы  «Малая академия наук» для основного общего образования состоит  из нескольких разделов:
  • психологическое сопровождение;
  •  исследовательская и проектная деятельность обучающихся;
  • интеллектуальные игры;
  • межпредметные декады.

Новым в программе является блок психологического сопровождения, выделены в отдельные блоки исследовательская и проектная деятельность, интеллектуальные игры. Межпредметный подход позволит  предупредить узкопредметность в отборе содержания образования и  обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

  1. Психологическое сопровождение реализации программы  реализуется в двух направлениях: тестирование и тренинги. Общая продолжительность блока на каждый год обучения – 5 часов. Блок ведет школьный психолог.
  2. Реализация  раздела «Исследовательская и проектная деятельность» направлена на формирование у обучающихся практических навыков  выполнения работ для ученической конференции от выбора темы до публичной презентации. Продолжительность реализации блока на каждый год обучения – 23 часа. Блок ведет  заместитель директора школы по УВР.
  3. Раздел «Интеллектуальные игры» предполагает отработку алгоритма решения проблемных, познавательных, творческих вопросов, навыка формулирования  аналогичных вопросов из разных источников информации.  Многие вопросы рассчитаны на эрудицию, но вместе с тем   не  предполагают  точного знания тех или иных фактов, так как каждый вопрос содержит  в себе информацию, которая позволяет путем логических рассуждений или ассоциативно, опираясь на базовые знания, найти ответ. Блок рассчитан на 7 часов. Блок ведет  заместитель директора школы по УВР.
  4. Программа «Малая академия наук» на ступени основного общего образования программа предусматривает межпредметную интеграцию. Первый блок: литература, история, обществознание, технология, музыка и ИЗО. Второй блок: химия, физика, биология, география. Третий блок: математика, информатика и ИКТ. Продолжительность  каждого блока – в среднем 10 часов на каждый год обучения. Часть занятий проводится предметниками отдельно, часть совместно. Таким образом, в среднем, при реализации данной программы предметники будут заняты – 2-8 часов на каждый год обучения, что позволит им реализовывать и другие программы в рамках организуемой внеурочной деятельности.
  5. Главная особенность реализации программы – практическая или творческая направленность занятий; оптимальное использование имеющихся ресурсов ОУ; формирование  системы социально значимых ценностей через деятельность.
  6. Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения воспитательно-образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

         Условия реализации программы

  1. Кадровое обеспечение: 6 педагогов высшей квалификационной категории,  7 педагогов 1 квалификационной категории, 1 – молодой специалист; из них 4 – победители и лауреаты федерального очного конкурса «Мой лучший урок» и заочного конкурса «Педагогические инновации», 2 – лауреаты областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года».
  2. Материальное обеспечение: школьная библиотека (оборудованная ПК с выходом в Интернет, наличие справочного материала, энциклопедий, электронных учебных пособий),  школьный музей, 3 компьютерных класса (один из них – мобильный) с выходом в Интернет, 3 проектора, две интерактивных доски,  профильные кабинеты химии, физики, биологии, географии.
  3. Сотрудничество с учреждениями социума: сельская библиотека, химический факультет ГОУ ВПО КемГУ.
  4. Модель реализации внеурочной деятельности - смешанная (элементы линейной и модульной модели: распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение учебного года и концентрация некоторых программ и видов деятельности в определенном периоде времени: полугодии).

        Реализация связи с урочной деятельностью:  содержание программы выстроено на принципе межпредметной интеграции и позволяет обучающимся расширить кругозор по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов.

        Возможность распространения и использования программы: размещение программы на сайте ОУ  и сайтах педагогических сообществ «Прошколу.ру», «Педсовет.ру» позволит распространить программу; участие в конкурсе программ станет позиционирование ее на региональном уровне. Программа  предполагает кроме  учебно-тематического плана и содержания приложения со сценариями занятий внеурочной деятельности и дает возможность любому педагогу использовать их вариативно.

        Диагностичность

        При исследовании интеллекта предполагается использование следующих методов:

  • тестирование (система тестовых диагностик, отслеживаение динамики интеллектуального развития обучающихся  по мере реализации программы);
  • контент-анализ (метод систематизированной количественной оценки содержания тестов);
  • метод математической статистики (процентом вовлеченности обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, результаты участия  обучающихся в ученических конференциях разного уровня; динамика участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах);
  • метод «Портфолио» (фиксирование всех результатов в портфолио обучающихся)

Также мы предлагаем методику для диагностики уровня интеллекта «ШТУР». Это школьный тест умственного развития. Он разработан учеными Научно– исследовательского института общей и педагогической психологии АПН СССР и предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста. Он включает шесть наборов заданий (субтестов):  «осведомленность» (2 субтеста),  «аналогии»,  «классификации»,  «обобщение»,  «числовые ряды»; методика «Эрудит»; тест Айзенка, тест технического мышления Беннета, тесты Стенфорд-Бинэ (bine-test.ru), тест Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС) (Приложения 1-3)

        Реалистичность реализации программы внеурочной деятельности

         Реалистичность программы объясняется тем, что она выстроена в большей мере на основе имеющегося опыта ОУ в  развитии интеллектуальных способностей обучающихся; в наличии имеется материальная база, необходимая для реализации; удовлетворяются вариативные запросы обучающихся;  педагоги заинтересованы в реализации программы, так как это дает возможность организации работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к познавательной деятельности.

        Использование технологий

         Среди технологий, методов и приёмов развития УУД во внеурочной деятельности в основной школе особое место отводится учебным ситуациям, которые могут быть построены на предметном, межпредметном и надпредметном содержании. Основные виды учебных ситуаций:

  • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
  • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
  • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
  • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

         Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе используются следующие типы задач:

  1. На развитие личностных универсальных учебных действий:
  2. на личностное самоопределение;
  3. на развитие Я-концепции;
  4. на смыслообразование;
  5. на мотивацию;
  6. на нравственно-этическое оценивание.
  7. На развитие коммуникативных универсальных учебных действий:
    • на учёт позиции партнёра;
    • на организацию и осуществление сотрудничества;
    • на передачу информации и отображению предметного содержания;
    • тренинги коммуникативных навыков;
    • ролевые игры;
    • групповые игры.
  8. На развитие познавательных универсальных учебных действий:
    • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
    • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
    • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
    • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
    • задачи на смысловое чтение.
  9. На развитие регулятивных универсальных учебных действий:
    • на планирование;
    • на рефлексию;
    • на ориентировку в ситуации;
    • на прогнозирование;
    • на целеполагание;
      • на оценивание;
      • на принятие решения;
      • на самоконтроль;
      • на коррекцию.

         При проведении занятий внеурочной деятельности будут использоваться технологии: ТРКМ на основе чтения и письма, технология проблемно-диалогового обучения, групповые технологии, ИКТ-технологии, технология системно-деятельностного обучения, интерактивные формы обучения.

         Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в малых группах); формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

 

Результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

1 уровень

5-6 класс

2 уровень

7-8 класс

3 уровень

9 класс

Учащиеся приобретают знания:

  • о разных видах исследовательских работ; требованиях к их выполнению и защите;
  • по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов через интеграцию содержания.

У обучающихся формируется положительное отношение к базовым общественным ценностям, которое может проявляться в следующих видах деятельности:

  • инициирование и выполнение проектных и исследовательских работ;
  • креативном выполнении поставленных учебных задач;
  • созидательном взаимодействии в коллективах сменного и постоянного состава.

Приобретение обучающимися опыта самостоятельной деятельности:

  • при определении

темы исследовательской работы или проекта;

  • при работе с вариативными источниками информации;
  • решение задач с измененными условиями;
  • поиске оптимальных и рациональных путей решения поставленных задач.

 

СКАЧАТЬ...

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz