Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Петякшева Марина Геннадьевна |
|
Самодеятельный театр кукол «Луч» села Старопестерево
Работа на областную туристко-краеведческую конференцию «Живи, Кузнецкая земля!»
Номинация: «Культурное наследие» Автор: Шаверина Анастасия Олеговна, обучающаяся 8 класса МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»
Научные руководители: Зернаева Татьяна Даниловна, учитель технологии МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»; Петякшева Марина Геннадьевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»; Петякшева Анна Николаевна, руководитель школьного музея МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа», педагог ДО
Введение … театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа». М. Твен Работая с материалами в школьном музее, мы нашли фотографии, на которых обучающиеся школы, надев на руки куклы, демонстрировали сцены из разных произведений. Мы решили узнать: кто эти ученики, чем они занимались, кто руководил их деятельностью. Опросили старейших педагогов и выпускников школы. Во время опроса нам удалось выяснить, что с конца 40-х гг. в нашей школе начал действовать школьный самодеятельный театр кукол, который выступал не только по всему Беловскому району, но и выезжал в Москву. Этот факт нас очень заинтересовал и стал началом нашей исследовательской деятельности. Актуальность темы связана с тем, что в 2015г. школа будет праздновать свой 60-летний юбилей, поэтому необходимо собрать, изучить и систематизировать материал о деятельности школьного театра кукол и представить его на одной из экспозиций школьного музея. Опыт деятельности театра интересен не только для изучения, но и для восстановления деятельности театра, для сохранения традиций школы и позиционирования опыта как результативной формы внеурочной деятельности в школе. Цель работы: изучение опыта создания и деятельности самодеятельного театра кукол в сельской школе. Задачи:
Объект исследования – школьный театр кукол, предмет исследования – влияние театрального искусства на воспитание и социализацию школьников. Гипотеза: школьный самодеятельный театр создает условия для нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников, развития навыков самоуправления и формирования ответственности. Новизна работы: использование вариативных источников информации, систематизация собранного материала, сбор материала для школьного музея, отсутствие работы по такой теме. Практическая значимость: возможность использовать во внеурочной деятельности – классные часы, музейные лекции, позиционирование материала на школьном сайте. Методы исследования: опрос и анкетирование, интервьюирование участников, сбор материала, классификация и обработка материала. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Большой интерес представляет приложение, состоящее из фотографий. Материал систематизирован на основе документов, статей местных и региональных СМИ, воспоминаний участницы театра кукол Терехиной М.А. и современников. Глава 1 Школьный театр кукол «Луч» 1.1. История создания В 1947г. в Старопестеревской школе появился самодеятельный театр кукол «Луч», о чем свидетельствует статья в газете «Колхозное слово».[7] Есть много версий о том, как появился театр. Самая распространенная: ребята прочитали в газете об одном школьном театре кукол и захотели создать такой же, их желание было поддержано учителем. Другая версия: был в школе шумный и неугомонный 5 класс, который и к урокам готовился плохо и еще и срывал их. Классный руководитель, М.А.Межецкий, предложил заинтересовать ребят школьным театром. Началось все с одной куклы. Трудно было мастерить куклы – клеить, рисовать, вырезать и шить. Нужные материалы - пластилин, глина, бумага, клей – были под руками в школе, но понадобились разные тряпицы, мех от старых шуб и воротников. По воскресеньям не затихала школа. Михаил Александрович лепил из пластилина головы героев будущих спектаклей, а ребята шили им одежды. Пик деятельности пришелся на середину 50-х годов. В 1956г. в театре было занято 50 обучающихся, организовано 3 группы [8]. Появился у театра свой уголок – отдельная комната в школе, своя стенная газета. От петрушечных кукол ребята решили перейти к более сложным – тростевым, их в театре было больше ста. (Приложение 1-2) В кружке было распределение обязанностей: были старосты, ответственный за декорации и ширму, ответственные за кукол, ответственные за реквизит и освещение. Найденный нами в музее листок со списком участников театрального кружка 1947г. перечисляет следующих участников: Н.Хабаров, А.Поморцев, Л.Серженко, Н.Текутьев, Г. Ямушева, Г.Цветков, А.Бауэр, В.Пляскин, П.Авров, Ю.Колмогоров, Н.Доронкина. «Актер кукольного театра должен не только хорошо владеть куклой, - говорил М.А.Межецкий, - но и хорошо играть ее роль». Члены кружка твердо знали это правило. Поэтому они сначала читали всю пьесу и только потом тщательно репетировали роли. Многие члены кружка в совершенстве овладели управлением кукол».[9] Среди таких ребят Н.Хабаров (роль волка из пьесы «Теремок»), Л.Серженко (роль куклы-лягушки), А.Бауер, который управлял куклой «Петрушка» и на всех спектаклях выступал в роли ведущего. Работая с материалами СМИ в архиве сельской библиотеки, мы нашли статью, в которой говорится, что ребята выступали с концертами за деньги (билет стоил 20 копеек), на которые затем покупали пластилин, ткани, и даже в 1956 съездили в Москву (второй раз). Основатель театра – М.А.Межецкий, выпускник этой же школы, который сразу после окончания школы стал работать учителем начальных классов, позже – ИЗО и черчения. До переезда в Старопестерево семья Межецких жила в Новосибирске, где впервые в доме творчества Миша познакомился с искусством кукловождения. Его педагогом была ученица Сергея Образцова. Именно она привила ребенку увлечение театром кукол. Будучи учителем, М.А.Межецкий организовал в школе театр кукол. 1.2. Репертуар Просмотр публикаций СМИ (1947-1961г.г.) показал, что основными в репертуаре школьников были сказки – русские народные и китайские. Так, в газете «Колхозное слово» приводится афиша: «Беловский район, отдел культуры. Самодеятельный театр кукол «Луч» села Старо-Пестерево. Евгений Шварц «Снежная королева». Пьеса в четырех действиях, пяти картинах. Постановка художественного руководителя М. А. Межецкого» [10] Такие афиши были известны во многих деревнях Беловского района, так как артисты выступали на полевых станах и сельских клубах. Кроме того, в репертуаре театра были такие постановки, как «Дети дремучего леса», «По щучьему велению». [12] Репертуар подбирался в соответствии с возрастом артистов. Так, младшая группа занималась постановкой одноактных пьес «Машенька и медведь», «Про козла», «Заяц, лиса и петух». Газета «Колхозное слово» от 02.04.1960г. рассказывает о новых постановках театра кукол «Платок нищего», «Сон на острие меча», «Дружба навеки». Также назывались имена самых ярких актеров – М.Терехина, В.Святобог, В.Волкунов. Особое место в репертуаре занимали водевили А.П.Чехова: «Канитель», «Хирургия», «Злоумышленник». Юные кукольники завязали крепкую дружбу с областным театром кукол. Режиссер театра В.Ф.Ткаченко давал театру не только ценные советы, но и подарил школьникам три пьесы и 18 кукол. [17] 1.3. Поездка в Москву В 1947 году на областном смотре школьной художественной самодеятельности старопестеревский кукольный кружок рекомендовали на Всероссийский смотр. Побывать в столице Родины - Москве – заветная мечта каждого советского школьника. «Поэтому не трудно понять, с какой радостью и волнением мы сошли с поезда на Казанском вокзале – вспоминает участница той поездки М. Алехина – нас было девять учащихся 7-10 классов, участников школьного театра, и двое учителей: М.А.Межецкий и Т.Я Рычкова».[8] В Москве показали неплохие результаты своего труда, вошли в число 10 лучших самодеятельных театральных коллективов страны. 1.4. Освещение в СМИ Театр и его успехи часто освещались в СМИ. Причем, это была не только местная сельская газета «Колхозное слово», но и областная газета «Кузбасс». Эмоционально повествует Т.Шацкая («Кузбасс») постановку «Снежная королева»: «Затих зал деревенского клуба. На сцену вышел мудрый сказочник…, затем добрая девочка Герда и капризный мальчик Кай. Не знали притихшие зрители, что сказочник – десятиклассник Володя Скороделов. Герда – его одноклассница Мария Терехина, артисты со стажем. Пятый год участвуют они в работе театра». [14] Только в июле 1958г. «Снежную королеву» посмотрело около 1500 человек. В маленькой маршрутной книжке-дневнике за этот месяц перечеркнуты названия шести самых отдаленных деревень Беловского района, где побывал кукольный театр. В ней же, в этой книжке, появились отзывы и благодарности, в которых неизменны два слова: «Чаще приезжайте». Таким образом, в сельской школе появился и успешно действовал театр кукол. Главных артистов – кукол – создавали сами ребята. Театр стал настоящим увлечением школьников разного возраста. Результатом деятельности театра были многочисленные выступления перед разными аудиториями и участие в конкурсе в Москве. Создателем театра стал Межецкий М.А., продолживший традиции театра Образцова». Глава 2 Школьный театр как средство воспитания школьников Школьный театр:
По воспоминаниям В.М.Азарченко, Р.И.Турулюк, в разное время работавших заместителями директора по УВР, театр учил четко распределять время, так как обязательным условием было отсутствие удовлетворительных отметок; ребята развивали самостоятельность и ответственность: так, участники сами следили за куклами и костюмами, решали, как лучше распределить заработанные деньги. Таким образом, мы видим, что школьный театр кукол – это сцена, на которой происходило взросление школьников, формирование социально значимых качеств, что подтверждает высказанную нами ранее гипотезу. Не вызывает сомнения тот факт, что изучение деятельности школьного театра актуально, опыт поможет создать сегодня в школе театральный кружок или студию, необходимость которых отмечается школьниками в анкетах. Школьный театр кукол – культурное наследие не только школы, но и всего села, нескольких поколений выпускников. Заключение Таким образом, поставленная нами цель и задачи, реализованы в полной мере. Собранный нами материал размещен на школьном сайте и в школьном музее. Материалы опросов систематизированы и приложены к работе в школьном музее. Выступления с работой в классах показали, что 100% слушателей были заинтересованы темой, увеличилось количество обучающихся, которые хотят заниматься исследовательской деятельностью по краеведческим темам (с 7 человек актива школьного музея до представителей в каждом классе – 19 обучающихся). Составлен план работы лекторской группы и план развития музея по номинациям. Одна из них - «Культурное наследие» - следующей темой для изучения будет создание и деятельность школьной «Третьяковской галереи». Другая номинация – «Педагоги школы», будет выпущен альманах. Кроме того составлен проект возобновления деятельности школьного театра кукол.
Список литературы
|
|
Официальный сайт учителя истории © 2024 |
Конструктор сайтов - uCoz |