Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Самодеятельный театр кукол «Луч»

 села Старопестерево

 

Работа на областную туристко-краеведческую конференцию

«Живи, Кузнецкая земля!»

 

Номинация: «Культурное наследие»

Автор:

Шаверина Анастасия Олеговна,

обучающаяся 8 класса МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»

 

Научные руководители:

Зернаева Татьяна Даниловна, учитель технологии МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»;

Петякшева Марина Геннадьевна, учитель

истории и обществознания МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа»;

 Петякшева Анна Николаевна, руководитель школьного музея  МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа», педагог ДО

 

Введение

 … театр — ценнейшее дополнение к любому воспитательному учреждению для детей, и без него не совершенна самая прекрасная школа».

М. Твен

     Работая с материалами в школьном музее, мы нашли фотографии, на которых обучающиеся школы, надев на руки  куклы, демонстрировали  сцены из разных произведений. Мы решили узнать: кто эти ученики, чем они занимались, кто руководил их деятельностью. Опросили старейших педагогов и выпускников школы. Во время опроса нам удалось выяснить, что с конца  40-х гг. в нашей школе  начал действовать школьный самодеятельный театр кукол, который выступал не только по всему Беловскому району, но и выезжал в Москву.  Этот факт нас очень заинтересовал и  стал началом нашей исследовательской деятельности.

     Актуальность темы  связана  с тем, что в 2015г. школа будет праздновать свой 60-летний юбилей,  поэтому необходимо собрать, изучить и систематизировать материал о деятельности школьного  театра кукол  и представить его на одной из экспозиций  школьного музея. Опыт деятельности театра интересен не только для изучения, но и для восстановления  деятельности  театра,  для сохранения традиций школы и  позиционирования опыта как результативной  формы внеурочной деятельности в школе.

Цель работы: изучение опыта создания и деятельности самодеятельного театра кукол в сельской школе.

Задачи:

  1. Собрать и систематизировать материал о школьном театре кукол, его основателе и участниках, деятельности и результатах.
  2. Изучить влияние театра на воспитание школьников.
  3. Позиционировать положительный опыт деятельности школьного театра кукол на страницах СМИ, школьном сайте, классных часах и лекциях в музее.

         Объект исследования – школьный театр кукол, предмет  исследования – влияние театрального искусства на воспитание и социализацию школьников. Гипотеза: школьный самодеятельный театр создает условия для нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников, развития навыков самоуправления и формирования ответственности. Новизна работы: использование вариативных источников информации, систематизация собранного материала, сбор материала для школьного музея, отсутствие  работы по такой теме. Практическая значимость: возможность использовать во внеурочной деятельности – классные часы, музейные лекции, позиционирование материала на школьном сайте. Методы исследования: опрос и анкетирование, интервьюирование участников, сбор материала, классификация и обработка материала.

            Структура работы:  работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.  Большой интерес представляет приложение, состоящее из фотографий. Материал систематизирован на основе документов,  статей местных и региональных СМИ, воспоминаний участницы театра кукол Терехиной М.А. и современников.

Глава 1  Школьный театр кукол «Луч»

1.1. История создания

  В 1947г. в Старопестеревской школе появился самодеятельный театр кукол «Луч», о чем свидетельствует статья в газете «Колхозное слово».[7] Есть много версий о том, как появился театр. Самая распространенная: ребята прочитали в газете об одном школьном театре кукол и захотели создать такой же, их желание было поддержано учителем. Другая версия: был в школе шумный и неугомонный 5 класс, который и к урокам готовился плохо и еще и срывал их. Классный руководитель, М.А.Межецкий, предложил заинтересовать ребят школьным театром.

Началось все с одной куклы. Трудно было мастерить куклы – клеить, рисовать, вырезать и шить. Нужные материалы -  пластилин, глина, бумага, клей – были под руками в школе, но понадобились разные тряпицы, мех от старых шуб и воротников. По воскресеньям не затихала школа. Михаил Александрович  лепил из пластилина головы героев будущих спектаклей, а ребята шили им одежды. Пик деятельности пришелся на середину 50-х годов. В 1956г. в театре было занято 50 обучающихся, организовано 3 группы [8]. Появился у театра свой уголок – отдельная комната в школе, своя стенная газета. От петрушечных кукол  ребята решили перейти к более сложным – тростевым, их в театре было  больше ста. (Приложение 1-2)

В кружке  было распределение обязанностей:  были старосты, ответственный за декорации и ширму, ответственные за кукол, ответственные за реквизит и освещение. Найденный нами в музее листок со списком участников   театрального кружка 1947г.  перечисляет следующих участников: Н.Хабаров, А.Поморцев, Л.Серженко, Н.Текутьев,  Г. Ямушева, Г.Цветков, А.Бауэр, В.Пляскин, П.Авров, Ю.Колмогоров, Н.Доронкина.

«Актер кукольного театра должен не только хорошо владеть куклой, - говорил М.А.Межецкий, - но и хорошо играть ее роль».  Члены кружка твердо знали это правило. Поэтому они сначала читали всю пьесу и только потом тщательно репетировали роли. Многие члены кружка в совершенстве овладели управлением кукол».[9] Среди таких ребят Н.Хабаров (роль волка из пьесы «Теремок»), Л.Серженко (роль куклы-лягушки), А.Бауер, который управлял куклой «Петрушка» и на всех спектаклях выступал в роли ведущего. Работая с материалами СМИ в архиве сельской библиотеки, мы нашли статью, в которой говорится, что ребята выступали с концертами за деньги (билет стоил 20 копеек), на которые затем покупали пластилин, ткани, и даже в 1956  съездили в Москву (второй раз).

Основатель театра – М.А.Межецкий, выпускник этой же школы, который сразу после окончания школы стал работать учителем начальных классов, позже – ИЗО и черчения.  До переезда в Старопестерево  семья Межецких жила в Новосибирске, где впервые в доме творчества Миша познакомился с искусством кукловождения. Его педагогом была ученица Сергея Образцова.  Именно она привила ребенку увлечение театром кукол. Будучи учителем, М.А.Межецкий организовал в школе театр кукол.

1.2. Репертуар

  Просмотр публикаций СМИ (1947-1961г.г.)  показал, что основными в репертуаре школьников были сказки – русские народные и китайские. Так, в газете «Колхозное слово» приводится афиша: «Беловский район,  отдел культуры. Самодеятельный театр кукол «Луч» села Старо-Пестерево. Евгений Шварц «Снежная королева». Пьеса в четырех действиях, пяти картинах. Постановка художественного руководителя М. А. Межецкого» [10]  Такие афиши были известны во многих деревнях Беловского района, так как артисты выступали на полевых станах и сельских клубах. Кроме того,  в репертуаре театра были такие постановки,  как «Дети дремучего леса», «По щучьему велению». [12]

         Репертуар  подбирался в соответствии с возрастом артистов. Так,  младшая группа  занималась постановкой одноактных пьес «Машенька и медведь», «Про козла», «Заяц, лиса и петух». Газета «Колхозное слово» от 02.04.1960г.  рассказывает о новых постановках театра кукол  «Платок нищего», «Сон на острие меча», «Дружба навеки». Также назывались имена самых ярких актеров – М.Терехина, В.Святобог, В.Волкунов. Особое место в репертуаре занимали водевили А.П.Чехова: «Канитель»,  «Хирургия», «Злоумышленник». Юные кукольники завязали крепкую дружбу с областным театром кукол. Режиссер театра В.Ф.Ткаченко давал театру не только ценные советы, но и подарил школьникам три пьесы и 18 кукол. [17]

 1.3. Поездка в Москву

В 1947 году на областном смотре школьной художественной самодеятельности старопестеревский кукольный кружок рекомендовали на Всероссийский смотр. Побывать в столице Родины - Москве – заветная мечта каждого советского школьника. «Поэтому не трудно понять,  с какой радостью и волнением мы сошли с поезда на Казанском вокзале – вспоминает участница той поездки М. Алехина – нас было девять учащихся 7-10 классов,  участников школьного театра,  и двое учителей:  М.А.Межецкий и Т.Я Рычкова».[8] В Москве показали неплохие результаты своего труда, вошли в число 10 лучших самодеятельных театральных коллективов страны.

1.4. Освещение в СМИ

         Театр и его успехи часто освещались в СМИ. Причем,  это была не только местная сельская газета «Колхозное слово», но и областная газета «Кузбасс».  Эмоционально повествует Т.Шацкая («Кузбасс») постановку «Снежная королева»: «Затих зал деревенского клуба. На сцену вышел мудрый сказочник…,   затем добрая девочка Герда и капризный мальчик  Кай. Не знали притихшие зрители, что сказочник – десятиклассник Володя Скороделов. Герда – его одноклассница Мария Терехина, артисты со стажем. Пятый год участвуют они в работе театра». [14] Только в июле 1958г. «Снежную королеву» посмотрело около 1500 человек. В маленькой маршрутной книжке-дневнике за этот месяц перечеркнуты названия шести самых отдаленных деревень Беловского района, где побывал кукольный театр. В ней же, в этой книжке, появились отзывы и благодарности, в которых неизменны два слова: «Чаще приезжайте».

         Таким образом, в сельской школе появился и успешно действовал театр кукол. Главных артистов – кукол – создавали сами ребята. Театр стал настоящим увлечением школьников разного возраста. Результатом деятельности театра были многочисленные выступления перед разными аудиториями и участие в конкурсе в Москве. Создателем театра стал Межецкий М.А., продолживший традиции театра Образцова».

Глава 2  Школьный театр как средство воспитания школьников

         Школьный театр:

  • развивал навыки  самоуправления -  50 участников делились на три группы по возрасту. Старшеклассники были инструкторами  для младших групп. В.Скороделов, М.Терехина, М.Паньшина, Н.Голомидов, овладев искусством кукловодов, учили других, прививали любовь к театру; в каждой группе были старосты, которые следили за куклами;[13]
  • мотивировал на хорошую учебу - не было отбоя от желающих принять участия в работе, ну хотя бы на самых незаметных, подсобных местах; тогда в кружке был принят строгий закон: «У нас нет неуспевающих!»; это стало мотивационным фактором для многих участников; учеба у «артистов» - на первом плане (М.Азарченко исправил несколько удовлетворительных отметок, чтобы стать участником театра);[11]
  • давал возможность для самореализации и опыт социализации - успешно закончив последнюю четверть,  ребята проходили производственную практику по обработке свеклы на полях, по ремонту и строительству, и отправлялись на летние гастроли; старшая группа в 1956г. выезжала на гастроли в Гурьевск, Ленинск-Кузнецкий, Белово и Промышленновский район; только за  лето 1956г.  театр кукол побывал в 4 пионерских лагерях и во многих детских садах района; [9]
  • развивал творческие способности – участники научились самостоятельно делать куклы;  некоторые участники в дальнейшем связали свою жизнь с творческими профессиями: Ю.Гинтнер был в кружке ответственным за декорации, впоследствии  директором одного из залов школьной Третьяковской галереи, ныне  он известный сибирский художник, проживающий в г.Красноярске;
  • помогал поверить в себя – одним из участников был Ю.Федяев, который получил травму руки  на лесопилке, стал сторониться одноклассников, замкнулся; ребята из театра кукол пригласили его к себе и незаметно втянули в работу.

         По воспоминаниям В.М.Азарченко, Р.И.Турулюк, в разное время работавших заместителями директора по УВР, театр  учил четко распределять время, так как обязательным условием было отсутствие удовлетворительных отметок; ребята развивали самостоятельность  и ответственность: так, участники сами следили за куклами и костюмами, решали,  как лучше распределить заработанные деньги.

         Таким образом, мы видим, что школьный театр кукол – это сцена, на которой происходило взросление школьников, формирование социально значимых качеств, что подтверждает высказанную нами ранее гипотезу. Не вызывает сомнения тот факт, что изучение деятельности школьного театра актуально, опыт поможет создать сегодня в школе театральный кружок или студию, необходимость которых отмечается школьниками в анкетах. Школьный театр кукол – культурное наследие не только школы, но и всего села, нескольких поколений выпускников.

Заключение

         Таким образом, поставленная нами цель и задачи, реализованы в полной мере. Собранный нами материал размещен на школьном сайте и в школьном музее. Материалы опросов систематизированы и приложены к работе в школьном музее. Выступления с работой в классах показали, что 100% слушателей были заинтересованы темой, увеличилось количество обучающихся, которые хотят заниматься исследовательской деятельностью по краеведческим темам (с 7 человек актива  школьного музея до  представителей в каждом классе – 19 обучающихся). Составлен план работы лекторской группы и  план развития музея по номинациям. Одна из них -  «Культурное наследие» -  следующей темой для изучения будет создание и деятельность школьной «Третьяковской галереи». Другая номинация – «Педагоги школы», будет  выпущен альманах. Кроме того составлен проект возобновления деятельности школьного театра кукол.

        

Список литературы


 

  1. Колхозное слово, 15 марта 1947г. Куклы и люди.
  2. Колхозное слово, 24 сентября 1947г. Школьники Старо-Пестерево в Москве на фестивале театров.
  3. Колхозное слово, 11 сентября 1956г. Куклы – это не игрушки.
  4. Колхозное слово, 31 января 1957г. Смотр детского творчества.
  5. Колхозное слово, 21 марта 1957г. На зональном фестивале молодежи в Старо-Пестерево.
  6. Колхозное слово, 16 апреля 1957г. Кукольный театр школы.
  7. Колхозное слово, 9 января 1958г. Интересно прошел день учителя.
  8. Колхозное слово, 25 марта 1958г. Разговор шел о куклах.
  9. Колхозное слово, 25 марта 1958г. Итоги смотра детской художественной самодеятельности.
  10. Колхозное слово, апрель 1958г Художественная самодеятельность школьников.
  11. Колхозное слово, 7 ноября 1959г. Учитель-общественник.
  12. Колхозное слово, 9 января 1960г. Перед генеральной репетицией.
  13. Колхозное слово, 2 апреля 1960г. Молодцы ребята Старо-Пестеревской школы.
  14. Кузбасс, 8 мая 1960г. Школьные кукольники.
  15. Ленинское знамя, 31 августа 1963г. В твоих руках судьба молодого поколения, учитель!
  16. Ленинское знамя, 14 апреля 1965г. Новая гордость школы.
  17. Ленинское знамя, 25 августа 1965г Лучше учить и воспитывать. С августовского совещания учителей.

СКАЧАТЬ

Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz