Петякшева Марина Геннадьевна
заместитель директора по УВР, учитель истории
МБОУ «Старопестеревская сош» Беловский район Кемеровская область
НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Вопросы «Чему учить» и «Как учить» никогда не утратят актуальности как для учителя, так и для всей образовательной системы в целом, особенно в условиях инновационных процессов. Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в опред*елении цели обучения и задания содержания обучения. Проблема "как учить" состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм, технологий обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося. Как эти вопросы по-новому должны решаться в условиях реализации ФГОС? Что меняется в проектировочной деятельности педагогов? Прежде всего меняются ориентиры: преобладающим типом взаимоотношений учителя и обучающихся должны быть субъект-субъектные отношения, характер и стиль взаимоотношений должны быть основаны на демократичности, диалогичности, открытости, рефлексивности; ведущим типом деятельности, осваиваемым учеником должен стать продуктивный, творческий; функции учителя из носителя информации, хранителя норм и традиций перейти в организатора учебной деятельности; позиция ученика должна характеризоваться активностью, наличием мотива к самосовершенствованию, интересом к деятельности. Чтобы выполнить требования ООП НОО к результатам обучения, педагогу необходимо понимать суть формируемых УУД, динамику их формирования по годам обучения; видеть лучшие варианты формирования и развития УУД на конкретном предметном материале. И эта работа должна быть в системе, только тогда можно получить планируемый положительный результата, а, значит, учителю необходимо выбрать из большого количества технологий те, которые, во-первых, будут им осознанны и приняты, во-вторых, которые в большей степени будут отвечать требованиям к подготовке школьников; в-третьих, позволят при прочих равных условиях получать более высокие результаты.
Остановимся на некоторых технологиях, которые результативно используются педагогами нашей школы. Проблемно-поисковая (исследовательская) технология обучения. Она включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Модель организации учебного процесса называют "обучении е через развитие» и строится она на реализации принципа проблемности в обучении. Технологические приемы организации учебного процесса: создание в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию; наполнение проблемной ситуации противоречивостью; формулирование задачи продуктивного (или творческого) типа. Оценка результативности применения технологии в учебном процессе: наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...); наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно..."); переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам вывел закон..."); осознание учеником усвоения нового как личностной ценности (Мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."); овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. Методы обучения: проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский. Формы организации учебного пространства коллективные: парное взаимодействие; микрогрупповое взаимодействие; межгрупповое взаимодействие.
Следует помнить, что к признакам проблемной ситуации относятся отсутствие у ученика необходимого для решения проблемной ситуации знания, отсутствие достаточного опыта, осознание учеником противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов иди отношений между ними. Учебная проблема имеет форму познавательной задачи или задания продуктивного типа, содержащей некоторое противоречие в своих условиях: избыточные или недостающие данные, неверные или альтернативные данные. Проблема в образовательном пространстве - это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося опыта и знаний. Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний. Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученик строит предварительные гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации. Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится проблемой (и соответственно, задачей продуктивного типа), либо — превращается в репродуктивную задачу, которую нужно решить путем преобразования определенных условий.
Отметим и другие технологии: ТРКМ (технологию развития критического мышления на основе чтения и письма) и ТРИИК (технологию развития интеллектуально-информационной компетенции). Эти технологии выстроены на одинаковых техниках – «инсерт», «толстый и тонкий вопросы», «кластеры», которые учат осознанному прочтению, умению формулировать вопросы, выделять главное, решать учебные проблемы.
«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально» Дж. Гилфорд
СКАЧАТЬ..
|