Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Петякшева Марина Геннадьевна

заместитель директора по УВР, учитель истории

МБОУ «Старопестеревская сош» Беловский район Кемеровская область

НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

        

         Вопросы «Чему учить» и  «Как учить»  никогда не утратят актуальности как для учителя, так и для всей образовательной системы в целом, особенно в условиях инновационных процессов. Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в опред*елении цели обучения и задания содержания обучения.  Проблема "как учить" состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм, технологий  обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося. Как эти вопросы по-новому должны решаться в условиях реализации ФГОС? Что меняется в проектировочной деятельности педагогов?  Прежде всего меняются ориентиры: преобладающим типом взаимоотношений учителя и обучающихся должны быть субъект-субъектные отношения, характер и стиль взаимоотношений должны быть основаны на  демократичности, диалогичности, открытости, рефлексивности; ведущим типом деятельности, осваиваемым учеником должен стать продуктивный, творческий; функции учителя  из носителя информации, хранителя норм и традиций перейти в  организатора учебной деятельности; позиция ученика  должна характеризоваться активностью, наличием мотива к самосовершенствованию, интересом к деятельности. Чтобы выполнить требования ООП НОО к результатам обучения, педагогу необходимо понимать суть  формируемых УУД, динамику их формирования по годам обучения; видеть лучшие варианты формирования и развития УУД на конкретном  предметном материале. И эта работа должна  быть в системе, только тогда можно получить планируемый положительный результата, а, значит,  учителю необходимо выбрать из большого количества технологий те, которые, во-первых, будут  им осознанны и приняты, во-вторых, которые в большей степени будут отвечать требованиям к подготовке школьников; в-третьих, позволят при прочих равных условиях получать более высокие результаты.

         Остановимся на некоторых технологиях, которые результативно используются педагогами нашей школы. Проблемно-поисковая (исследовательская) технология обучения. Она  включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Модель организации учебного процесса называют "обучении е через развитие» и  строится она на реализации принципа проблемности в обучении. Технологические приемы организации учебного процесса: создание в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;  наполнение проблемной ситуации противоречивостью; формулирование  задачи продуктивного (или творческого) типа. Оценка результативности применения  технологии в учебном процессе: наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу убедиться  смогу ли разрешить эту ситуацию...); наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно..."); переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам вывел закон..."); осознание учеником усвоения нового как личностной ценности  (Мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны..."); овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. Методы обучения: проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский. Формы организации учебного пространства  коллективные: парное взаимодействие; микрогрупповое взаимодействие; межгрупповое взаимодействие.

         Следует помнить, что к признакам  проблемной ситуации относятся отсутствие у ученика необходимого для решения проблемной ситуации знания, отсутствие достаточного опыта, осознание учеником противоречивости ситуации, в которой имеют место противоположные позиции при объяснении одних и тех же объектов, явлений, процессов иди отношений между ними. Учебная проблема имеет форму познавательной задачи или задания продуктивного типа, содержащей некоторое противоречие в своих условиях: избыточные или недостающие  данные, неверные или альтернативные данные. Проблема в образовательном пространстве -  это осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить противоречие (или возникшее затруднение) средствами имеющегося  опыта и знаний.  Обнаружение учеником противоречивости в проблемном задании, продуктивной задаче приводит к переживанию учеником состояния интеллектуального затруднения и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний. Осознав недостаточность ранее усвоенных знаний, и пережив состояние интеллектуального затруднения, ученик строит предварительные гипотезы относительно способа разрешения проблемной ситуации. Проверка гипотез приводит учащегося к тому, что проблемная ситуация для ученика становится проблемой (и соответственно, задачей продуктивного типа), либо — превращается в репродуктивную задачу, которую нужно решить путем преобразования определенных условий.

         Отметим и другие технологии: ТРКМ (технологию развития критического мышления на основе чтения и письма)  и ТРИИК (технологию развития интеллектуально-информационной компетенции). Эти технологии выстроены на одинаковых техниках – «инсерт», «толстый и тонкий вопросы», «кластеры», которые учат осознанному прочтению, умению формулировать вопросы, выделять главное, решать учебные проблемы.

  «Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти    интеллектуально» Дж. Гилфорд

СКАЧАТЬ..

Категория: Мои статьи | Добавил: Petyaksheva (2014/Ноя/16)
Просмотров: 1100 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz