которое самостоятельно усвоено человекоми связанос открытием,сделанным им самим»
Карл Роджерс
Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у обучающихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Одним из таких эффективных способов является систематическое применение технологии обучения как учебного исследования.Исследовательское обучение по мнению М. В. Кларина, "это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем". При этом в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности. Базисом исследовательской компетенции служат умения обучающихся видеть проблемы, ставить вопросы,выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, доказывать и защищать свои идеи.В процессе осуществления исследовательской деятельности обучающиеся создают новые для себя образовательные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности.
Мы не могли дождаться начала первых школьных каникул, так как запланировали историко-филологическую и экологическую экспедицию в Иркутск и на Байкал. Наша главная задача – собрать материал для исследовательских работ. Группа ребят 5-11 классов МБОУ «Старопестеревская средняя общеобразовательная школа» выехала по маршруту Белово-Красноярск-Иркутск заранее готовые к трудностям переезда, капризам природы и другим неожиданностям.
Проблема обеспечения, оценки и управления качеством образования не является новой. Однако введение ФГОС требует новых подходов к оценке качества. В связи с этим можно выделить два ключевых вопроса: что понимать под качеством образования в условиях введения ФГОС; что предполагает оценка качества образования?
Под качеством образования мы понимаем образовательные результаты и условия, которые выражены в социализации учащихся. В этом смысле ключевой результат образования - успешная социализации учащихся, которая обеспечивается новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях в соответствии с основной образовательной программой ступеней общего образования школы. При этом в таком подходе нет никакого противопоставления со знаниями, умениями и навыками (ЗУН). Просто ЗУНы перестают быть самоцелью образования, а переходят в разряд инструментов обеспечения социализации учащихся, освоение ими ключевых компетентностей (универсальных учебных действий).
К.Д. Ушинский подчеркивал ведущую роль педагога в системе образования, отмечая, что «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» [2, 14] Введение ФГОС предъявляет большие требования к учителю, делает актуальным не только обновление методической работы на всех уровнях, но и формирования субъектной позиции учителя по отношению к самому себе, что должно значительно повысить его личную ответственность за уровень (качество) своего профессионализма. Как пишет М.М.Поташник: «При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост учителя, на процесс и результат этого роста, а методическая работа становится одним из средств обеспечения этого роста». [3,3] Профессиональный рост учителя – это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений и способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовывать свое предназначение, решать стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья обучающихся.
Вопросы «Чему учить» и «Как учить» никогда не утратят актуальности как для учителя, так и для всей образовательной системы в целом, особенно в условиях инновационных процессов. Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в определении цели обучения и задания содержания обучения. Проблема "как учить" состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм, технологий обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося. Как эти вопросы по-новому должны решаться в условиях реализации ФГОС? Что меняется в проектировочной деятельности педагогов?