Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Обновление содержания и форм организации научно- методической работы педагогов в условиях реализации ФГОС

Обновление содержания и форм организации научно- методической

работы педагогов в условиях реализации ФГОС

Р.В.Забуга,

Беловский район, Кемеровская обл.

Т.Д.Зернаева,

Беловский район, Кемеровская обл.

Петякшева М.Г.,

Беловский район, Кемеровская обл.

Шеметова Е.Н.,

Беловский район, Кемеровская обл.

К.Д. Ушинский подчеркивал ведущую роль педагога в системе образования, отмечая, что «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» [2, 14] Введение ФГОС предъявляет большие требования к учителю, делает актуальным не только обновление методической работы на всех уровнях, но и формирования субъектной позиции учителя по отношению к самому себе, что должно значительно повысить его личную ответственность за уровень (качество) своего профессионализма. Как пишет М.М.Поташник: «При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост учителя, на процесс и результат этого роста, а методическая работа становится одним из средств обеспечения этого роста». [3,3] Профессиональный рост учителя – это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений и способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовывать свое предназначение, решать стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья обучающихся. [3,24] Учитывая новые условия и положительный опыт методической работы в школе, мы попытались выстроить индивидуальные образовательные маршруты педагогов с учетом результатов диагностики педагогических затруднений и личных приоритетов. Диагностика позволила определить динамику личностного роста каждого педагога, сильные и слабые стороны. Результаты диагностики не стали констатацией уровня методической грамотности педагогов, а дали возможность разделить педагогов на группы по проблемам, сформировать творческие объединения, запланировать мастер-классы. Лидерами в реализации ФГОС являются учителя начальной школы. За годы реализации накоплен положительный опыт в плане составления технологических карт, проведения занятий внеурочной деятельности, формировании портфолио. Именно эта группа педагогов и стала главной в обучении всего коллектива по вопросу реализации требований ФГОС. Предложенные формы работы не являются обязательными для всех, каждый учитель выбирает то, что для него является наиболее актуальным. Маршрут формируется из предложенного «ассортимента» форм методической работы в школе, представленных в таблице. (приложение) Анализ результатов деятельности ОУ позволяет определить главную проблему, которая становится на следующий учебный год единой методической темой. Теоретическая и практическая работа над единой методической темой проходит на методических совещаниях, семинарах-практикумах, проводимых 1 раз в четверть. Практическая часть носит формат тренинга, коллективной мыследеятельности, выполнения проектов и т.д. Результатом работы становятся выставки, на которых представлены наработанные материалы, которые позволяют обобщать и распространять опыт педагогов. К наиболее эффективным формам работы относятся педагогические мастерские, мастер-классы, учительский клуб «Стратегия и тактика урока», рабочие и проблемные группы. Так, мастер-класс – ярко выраженная форма ученичества у профессионала высокого класса, т.е. передача мастера коллегам своего опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа фрагмента работы. Удачно прошли мастер-классы у педагогов начальной школы для тех учителей, которые планировали работать в 5-х классах в условиях ФГОС ООО. Комментирование каждого этапа урока, определение сути заданий с учетом формируемых УУД, определение двух уровней результатов позволили выявить некоторое недопонимание педагогами основной школы требований к реализации ФГОС. На базе нашей школы проходил региональный семинар для учителей начальной школы. Мы использовали нестандартную форму семинара: были заявлены только классы, темы уроков по конкретным предметам и педагоги. Не было готовых уроков, участники семинара в течение 60 минут должны были разработать технологическую карту урока, приготовить дидактический материал вместе с учителем, который будет давать урок. Такая форма работы позволила учитывать опыт всех собравшихся коллег, предложенные формы и приемы работы подвергались экспертизе на предмет результативности их на уроках, выбирались оптимальные варианты, которые в дальнейшем легли в основу технологической карты урока. Соответственно и анализ урока носил более объективный характер. Результатами работы коллектива школы стали два сборника: «Шпаргалка для учителя», в котором собран материал по конструированию урока с учетом ФГОС; «Конструктов занятий внеурочной деятельности», в котором представлены результативные формы и приемы работы, целые технологии, основанные на системно-деятельностном подходе в обучении. Находкой стал клуб «Стратегия и тактика урока». Членство в клубе добровольное. Главная задача клуба – обобщение и диссеминация передового педагогического опыта, подготовка материалов к участию в конкурсах и выставках разного уровня, подготовка участников конкурса «Учитель года». Благодаря работе клуба и сложившейся команде нами была составлена программа внеурочной деятельности «Малая академия наук» (1-11 классы), получившая золотую медаль выставки ЭКСПО-Сибирь и медаль Януша Корчака в заочном федеральном конкурсе «Педагогические инновации». Составителя этих работ является весь педагогический коллектив, что также свидетельствует о командной работе и высокой мотивации педагогов к участию в инновационной деятельности. В условиях реализации ФГОС большое значение имеет самообразование педагогов, которое предусматривает не только приобретение новых знаний, но и саморазвитие, самосозидание, самооценку, «самостроительство собственной личности». Еще Ю.К.Бабанский отмечал, что наибольший эффект в професстональном росте учителя может быть достигнут только в том случае, когда личные усилия учителя по своему самообразованию начинают совпадать с усилиями внешних организаторов методической работы [3,201]. М.М.Поташник отмечает главные и обязательные факторы самоорганизации для самообразования: мотив, сдвиг мотива на цель, рефлекс цели, отсутствие боязни, решительность [3,211]. Мы предлагаем педагогам составлять программы профессионально-личностного саморазвития. Чем такая программа отличается от плана по самообразованию? Во-первых, время их действия, программа носит перспективных характер и рассчитана на 3-5 лет. Во-вторых, программа имеет более сложную структуру и содержание, содержит проблемно-ориентированный анализ как основу для всего намеченного на перспективу. В-третьих, программа носит комплексный характер, учитывает все аспекты деятельности педагога, инновации в системе образования, преемственность между разными ступенями образования. В-четвертых, не признает формального отношения и носит персональный характер. Составление программы требует временных затрат, но, вместе с тем, позволяет педагогу детально выявить затруднения, определить варианты работы над ними, самостоятельно контролировать и управлять этим процессом. В результате чего совершенствуются проектировочные и управленческие умения и навыки педагогов. Таким образом, наиболее актуальными направлениями организации методической работы в современных условиях являются пути и средства усиления субъектной позиции педагога в обеспечении своего профессионального роста; диагностическая основа содержания, структуры и форм методической работы с целью адресного повышения квалификации педагогических работников; подготовка педагогических кадров к ответам на вызовы времени (обучение их психологии, коррекционной педагогике, ИКТ-технологиям, актерскому мастерству, аксиологии, способам формирования толерантного сознания у себя и обучающихся, собственного гражданского поведения); обучение методике организации опытно-экспериментальной работы каждого учителя в школе, работающей в режиме развития; выбор оптимальной модели методической работы. Учитель – вечный ученик. Чтобы быть учителем-профессионалом, жить в ногу со временем, надо постоянно учиться, испытывать интерес к познанию. Сенека писал: «Уча других, мы учимся сами». Поэтому доказывать, что учителю необходимо всё время ощущать себя учеником, – всё равно что убеждать слепого в полезности зрения. Литература 1. Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения / Под общ. ред. Проф. Р.Г.Чураковой. – 2-е изд. – М: Академкнига/Учебник, 2013. – 108с. 2. Повышение педагогического мастерства учителя: опыт создания системы методической работы в школе / авт.-сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 172с. 3. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе/ М.М. Поташник // М: ЦПО, 2010. – 447с. 4. Формы профессионального обучения педагогов / авт.-сост. Т.В. Хуртова // Волгоград: Учитель, 2008. – 207с.

СКАЧАТЬ

Категория: Мои статьи | Добавил: Petyaksheva (2014/Ноя/16)
Просмотров: 1328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz