Петякшева Марина Геннадьевна

Меню сайта
Опросник
Оцените мой сайт
Всего ответов: 428
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Оценка качества образования и методы его измерения в условиях реализации ФГОС

Оценка качества образования и методы его измерения

 в условиях реализации ФГОС

Л.В.Арлашева,

Беловский район, Кемеровская обл.

Н.И.Вельтищева,

Беловский район, Кемеровская обл.

А.Н.Петякшева,

Беловский район, Кемеровская обл.

М.Г.Петякшева,

Беловский район, Кемеровская обл.

 

        

         Проблема обеспечения, оценки и управления качеством образования не является новой. Однако введение ФГОС требует новых подходов к оценке качества. В связи с этим можно выделить два ключевых вопроса: что понимать под качеством образования в условиях введения ФГОС; что предполагает оценка качества образования?

         Под качеством образования мы понимаем образовательные результаты и условия, которые выражены в социализации учащихся.        В этом смысле ключевой результат образования - успешная социализации учащихся, которая обеспечивается новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях в соответствии с основной образовательной программой ступеней общего образования школы. При этом в таком подходе нет никакого противопоставления со знаниями, умениями и навыками (ЗУН). Просто ЗУНы перестают быть самоцелью образования, а переходят в разряд инструментов обеспечения социализации учащихся, освоение ими ключевых компетентностей (универсальных учебных действий).

         Что предполагает оценка качества образования? Оценка – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых показателей, образовательных ресурсов и условий заданным ООП эталонам.   Что меняется в оценке качества образования с введением ФГОС? Модель оценки качества образования в соответствии с новыми стандартами предполагает оценку предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

         Для   оценки   предметных     результатов   рекомендуется использовать такой показатель  как качество и динамика  обученности.     Во ВШК предметные результаты отслеживаются через результаты текущего оценивания, отражающие динамику индивидуальных достижений обучающихся, продвижение и достижение  планируемых результатов освоения ООП; результаты   итоговых   работ,   характеризующие   уровень   освоения обучающимися   основных   формируемых   культурных,   предметных   способов, действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге; результаты внеучебных достижений.

         Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности, которые осваиваются обучающимися на базе учебных предметов. Для оценки метапредметных образовательных результатов  рекомендуется использовать  такие показатели как уровень сформированности регулятивных УУД (навыки самоуправления); уровень   сформированности   познавательных   УУД   (мыслительные, логические умения и другие); уровень сформированности коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и другие); уровень развития ИКТ-компетентности (владение ПК, навыки грамотного, безопасного использования Интернет-ресурсов, преобразование информации).

         В качестве критериальной основы метапредметных результатов рекомендуется использовать   уровневые   шкалы   успешности.   Например,   если   планируемым результатом   урока   является   овладение   таким   учебным   действием,   как реконструкция исторического события на основе предложенных  вариативных источников, то оно может быть оценено следующим образом:

 

0 уровень

ученик не владеет навыком реконструкции

1 уровень

ученик понимает и принимает реконструкцию как учебное

действие

2   уровень  

ученик   понимает   учебное   действие   и   осуществляет

реконструкцию под руководством учителя

3 уровень

ученик понимает и осуществляет реконструкцию самостоятельно

 

         При оценке метапредметных результатов также можно использовать: контрольные работы по предметам; оценку конкретного вида УУД; комплексные задания на межпредметной основе; совместные работы на общий результат.

         Личностные   результаты   количественно   не   оцениваются,   их   оценивание ведется учителем в основном методом наблюдений, получением информации от семьи. Критериальной оценкой личностных результатов  могут быть также различные уровневые шкалы, например, высокий уровень, средний уровень, низкий уровень и многие другие формы. Оценивается учебно-познавательная мотивация учащихся, социальные компетенции и ценностно-смысловые установки. Наиболее важным критерием оценки может являться способность учащихся к осознанному выбору своей индивидуальной образовательной траектории  обучения и развития. При этом уровень развития, воспитания и культуры учащегося проявляется как непосредственно на уроке, так и во внеклассной и внешкольной деятельности, особенно в деятельности  носящей социальный характер, направленный на помощь другим людям, на охрану окружающей природной среды.

         С введением стандартов появилась необходимость выстраивания целостной системы проведения мониторинга качества образования. Особенность мониторинга: использование унифицированных показателей для объективности оценки результатов разных ОУ; участие в мониторинге социальных партнеров  для обеспечения прозрачность результатов; полнота информации для принятия управленческих решений; оценка  промежуточных и конечных результатов для выявления динамики обучающихся и эффективности управления; вариативность для  обеспечения гибкости мониторинга. Инновационными чертами мониторинга также являются оценка методом «сложения» всех результатов, уровневый подход в инструментарии и представляемых результатах;  формирование накопительной оценки.

         Все полученные результаты фиксируются и позволяют распределить обучающихся каждого класса по всем предметам по уровням усвоения материала, уровням учебной мотивации, сформированности УУД и т.д. Эта информация является  важной, так как она поможет педагогу, ученику и родителю видеть как динамику продвижения, так и затруднения, над которыми следует работать.  Понимание и интерпретация результатов помогут педагогам осуществлять более эффективное педагогическое сопровождение. Кроме того, результаты  дадут информацию о результативности работы самого педагога, что позволит простроить его   индивидуальный  маршрут профессионального развития.

         Для отслеживания уровня сформированности УУД мы используем методики томских ученых. Они предлагают  табличный вариант учета индивидуальных результатов по разным критериям, разбитым на уровни. Совокупность полученных положительных  результатов позволяет определить общий уровень сформированности  УУД. Предлагаем вариант  мониторинга  регулятивных УУД  во 2-м классе (учитель Крысова И.А., приложение)

         При   отслеживании   требований   к   условиям   реализации основной образовательной программы   необходимо рассматривать   позиции   качества процесса: качество уроков, всех мероприятий,  проводимых в рамках реализации основной образовательной программы; компетенции учителя; материально-техническое оснащение, состояние кабинета.

Что меняется в связи с этим в деятельности педагога?  Поурочные планы, сценарии уроков предусматривали триединую цель, приоритетной из них была обучающая; чаще всего развивающая цель урока прописывалась глобально – развивать все психические процессы, причем, характер заданий на уроках не всегда давал возможность это делать, более 50% педагогов затруднялись при определении воспитательной цели урока: либо ее вообще не включали, либо формулировали формально. Такие подходы позволяли формировать знания, но другие цели реализовывались частично, оценить результативность было практически не возможно. Стандарт, определяя требования к  планируемым результатам, ставит перед педагогом новую задачу – определять цели с учетом этих требований, цели ставить операционально, т.е. так, чтобы можно было отследить уровень ее реализации, усвоения обучающимися темы урока, приращения УУД.  Типология уроков по ФГОС позволяет педагогу работать в определенной схеме-алгоритме, но дает широкий спектр для проявления творчества и педагогического мастерства при наполнении каждого этапа урока конкретным содержанием и видами деятельности.

 Стандарт также предусматривает два уровня результатов,  что должно найти отражение в деятельности обучающихся на уроке. Таким образом, актуальным становится составление технологической карты урока, включающей все выше названные аспекты. Можно долго спорить о том, что это дополнительная временная нагрузка на учителя, нет принципиальных различий между сценарием урока и технологической картой. По нашему мнению, такие оценки могут идти только от незнания. Грамотный педагог, принявший все концептуальные основы ФГОС, готовый начать работать в условиях стандартизации, будет больше всех заинтересован  в лучших результатах. Нельзя учить по-новому, цепляясь за  хороший опыт, но на сегодняшний день уже не актуальный. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется   поэтапная   самостоятельная   учебная,   интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Стандарт предусматривает внеурочную деятельность.  Управление качеством внеурочной деятельности предполагает изучение запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), предоставление разнообразных программ внеурочной деятельности по всем 5 направлениям, что позволит сделать выбор школьникам.  Все знают, что нельзя переносить урочные формы работы  на внеурочную деятельность. Значит, одним из требований контроля будет результативность использования педагогом вариативных форм  занятий.

         Качество образования в школе – это соотношение цели и результата при условии, что цель поставлена только операционально и спрогнозирована в зоне ближайшего развития ребенка. Образование считается качественным, если ребенок обучается и воспитывается на максимально возможном уровне. 

 

 

Литература

1.  Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г.Асмолов // М:  Просвещение, 2011.

2. Ковалева, Г. С. и др.  Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации / Г.С. Ковалева // М, С-П: Просвещение, 2014г.

3. Кожекина, Т. В..Технология выполнения и оформления учебно-исследовательской работы / Т.В. Кожекина // М: УЦ Перспектива, 2009.

4.  Чуракова, Р. Г. Анализ урока в начальной школе / Р.Г.Чуракова // М: Академкнига/Учебник, 2012. 

 

Приложение

Баллы

РЕГУЛЯТИВНЫЕ  УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апарина Юлия

Ануфриев Павел

Вяткина Дарья

Гусев Станислав

Дыманов Никита

Ешакин Артем

1. Получив задание:

3

планирует работу до ее начала

 

 

+

 

 

 

2

планирует действия в ходе работы

+

 

 

+

 

+

1

вообще не составляет плана

 

+

 

 

+

 

2. Вопросы, уточняющие задание:

 

4

не нуждается в дополнительных пояснениях

 

 

 

 

 

 

3

задает до начала работы

 

 

+

 

 

 

2

в ходе работы затрудняется

+

+

 

+

+

 

1

не задает, хотя и нуждается в пояснениях

+

 

 

 

 

 

3. Выполняя задание:

4

точно придерживается плана

 

 

+

 

 

 

3

отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий

+

 

 

+

 

 

2

начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий

 

+

 

 

+

+

 

работает хаотично, без плана

 

 

 

 

 

 

4. Завершая задание:

 

3

обязательно добивается запланированного результата

+

 

+

+

 

 

2

не доводит работу до окончательного результата

 

 

 

 

 

+

1

довольствуется ошибочным результатом

 

+

 

 

+

 

5. Закончив работу:

 

4

проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки

+

 

+

+

 

 

3

результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом

 

 

 

 

+

+

2

результат не проверяет, так как всегда убежден в его правильности

 

 

 

 

 

 

1

результат проверяет, но ошибок «не видит»

 

+

 

 

 

 

6. Помощь в работе:

 

4

не нуждается

 

 

 

 

 

 

3

нуждается и принимает

 

+

+

+

 

+

2

нуждается, но не умеет пользоваться

+

 

 

 

+

 

2

нуждается, но не обращается

 

 

 

 

 

 

 

Баллы

16

9

19

18

11

14

 

Группы

СР

СЛ

С.

Сл.

СР

СР

                               

 

СКАЧАТЬ

Категория: Мои статьи | Добавил: Petyaksheva (2014/Ноя/16)
Просмотров: 7471 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Метод. копилка
Ученику в помощь
Моя галерея
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Полезные ссылки

    Официальный сайт учителя истории © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz